Проявление Божественных искусств в творениях указывает на Единобожие

Девятнадцатое Окно

تُسَبِّحُ لَهُ السَّمٰوَاتُ السَّبْعُ وَالْاَرْضُ وَمَنْ فٖيهِنَّ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ

«Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой…» (Коран, 17:44).

По секрету этого аята, Всевышний Творец наделил небесные тела столькими мудростями и смыслами, словно, чтобы объяснить Своё величие и красоту, Он заставил небеса говорить словами солнца, луны и звёзд, и созданиям небесной атмосферы Он придал такие смыслы и цели, словно эту атмосферу Он наделил речью, состоящую из слов молний, зарниц, громов и капель.

И как Он, даровав голове земного шара речь, состоящую из глубокомысленных слов, именуемых животными и растениями, показывает Вселенной совершенства Своего искусства, так и наделив растения и деревья, являющиеся отдельными словами той головы, речью из слов листьев, цветов и плодов, Он снова объявляет о Своём совершенном искусстве и Своей милости. А также, разговорив те цветы и плоды, каждый из которых сам является неким словом, теперь уже словами их семечек, учит обладателей разума точности Своего искусства и совершенству Своего Господства.

Итак, среди этих бесчисленных слов восхваления, прислушаемся к манере изложения одного лишь колоска или цветка. Узнаем, каким образом и о чём говорят они.

Да, каждое растение и каждое дерево очень многими языками описывает своего Творца, делая это так, что оставляет внимательных людей в изумлении. Вынуждает тех, кто смотрит на него произнести: “Субханаллах! Как прекрасно оно свидетельствует!”. Да, славословия источающей улыбку духовной речи каждого растения в момент раскрытия его цветка или появления колоса также очевидны и прекрасны, как тот колос и цветок. Потому что их гармоничная устроенность, которая красивыми устами каждого цветка, языком аккуратного колоса и словами пропорциональных зёрен и правильных семян сообщает о мудрости, находится внутри некой соразмерности, явно указывающей на знание. А та соразмерность же лежит внутри некого искусного узора, показывающего умелое искусство. И тот искусный узор находится в неком дорогом украшении, указывающем на щедрость и любезность. А то украшение, в свою очередь, находится среди указывающих на милость и благосклонность приятных запахов. И все эти осмысленные состояния, находящиеся внутри друг друга, являются таким свидетельствующим языком, который и описывает их Прекрасного Творца с Его именами, и сообщает о Его качествах, и разъясняет прелесть Его имён, и говорит о том, как Он любим и знаком, то есть о любви к Нему и познании Его.

Итак, мы говорили о свидетельстве одного-единственного цветка. А что если прислушаться ко всем цветам садов Всевышнего? Тогда ты услышишь, с какой высокой силой они объявляют о необходимости существования и единственности Всевышнего Творца. И разве останется у тебя хоть какое-то сомнение и недоверие, разве ты останешься беспечным? А если и останется, то разве можно будет назвать тебя человеком и обладателем разума?..

Идём, теперь погляди внимательно на одно из деревьев! Весной, в гармоничном появлении листьев, в соразмерном раскрытии цветов, в милостивом созревании плодов и в том, как они, словно невинные дети, играют с дуновением ветерка на руках ветвей, узри некие нежные уста. Как языком зелёных листьев, тоном цветов, улыбающихся благосклонными улыбками, и словами плодов, смеющихся проявлением милости, выражается справедливая взвешенность среди мудрого порядка. И как эта взвешенность, показывающая справедливость, и находящиеся внутри неё точные искусство и узоры, и лежащие среди тех искусных узоров и украшений разнообразные приятные вкусы и хорошие запахи, указывающие на милость и благосклонность, а также находящиеся среди тех приятных вкусов семена и косточки, являющиеся отдельными чудесами могущества, как все они в неком очень явном виде показывают необходимость существования, единственность, красоту милости и совершенное Господство одного Щедрого, Милосердного, Дарующего, Благосклонного, Украшающего и Благодетельного Мудрого Творца. Итак, если сумеешь услышать язык состояния сразу всех деревьев земли, то поймёшь, насколько прекрасные драгоценности имеются в сокровищнице аята:

يُسَبِّحُ لِلّٰهِ مَا فِى السَّمٰوَاتِ وَمَا فِى الْاَرْضِ

«Славит Аллаха то, что на небесах и на земле…» (Коран, 62:1).

Так, эй, неблагодарно считающий себя беспризорным, несчастный беспечный! Если ты не желаешь знать Этого Щедрого Обладателя Красоты, Который бесчисленными языками сообщает о Себе, представляется тебе и пробуждает к Себе любовь, то ты должен будешь заставить замолчать все эти языки. А поскольку это невозможно, то ты должен к ним прислушаться. Если даже закроешь беспечностью свои уши, то это тебя не спасёт. Потому что от этого Вселенная не умолкнет, существа не замолчат, голоса свидетелей единобожия не прервутся. Они, конечно, осудят тебя…

(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Слова: Тридцать три окна‘)