ПРЕКРАСНЫЕ ИМЕНА И СВЯЩЕННЫЕ КАЧЕСТВА АЛЛАХА

…про солнце, которое всё показывает и проявляет, нужно спрашивать у самого солнца. Да, Тот, Кто показывает и проявляет всё, Самого Себя покажет и проявит больше всего. В таком случае, подобно наблюдению и познанию солнца по его лучам, мы можем, по мере наших способностей, постараться познать нашего Создателя по Его Прекрасным Именам и Священным Качествам…”

В этой брошюре из множества путей достижения этой цели рассмотрим два пути, и из многочисленных ступеней этих двух путей – две ступени, и из большого числа истин и очень длинных подробностей, имеющихся на этих двух ступенях, мы вкратце рассмотрим лишь две истины.

ПЕРВАЯ ИСТИНА

Это очевидность факта видимой нами всеобъемлющей деятельности, распространённой по всей Вселенной и являющейся непрерывной, гармоничной и грандиозной, которая происходит в небесах и на земле и управляет, преобразовывает и обновляет всё сущее;

а также то, что в этой, во всех отношениях мудрой деятельности явно ощущается факт проявления заботы, или «Рубубията» ; и то, что благодаря этой во всех отношениях милостивой заботе неизбежно ясным становится факт очевидности «Улухията» — или Божественности. Таким образом, по этой всеобъемлющей и мудрой непрерывной деятельности и за её завесой явно заметна – словно мы это видим – деятельность одного Всемогущего и Всеведущего Творца, Автора этих дел. И по этой заботливой и предусмотрительной Божественной деятельности и за её завесой в ощутимой степени будут очевидно распознаваться Имена Всевышнего, во всём имеющие свои проявления. А по этим великолепно и величественно проявляющимся Именам Всевышнего и за их завесой в степени научной достоверности или зримой, или даже абсолютной несомненности становится ясным существование и истинность семи священных Божественных атрибутов (качеств). И живое, могущественное, всезнающее, всевидящее, всеслышащее, волевое и говорящее проявление этих семи священных качеств в бесконечном виде, по свидетельству всего сущего, очевидно, неизбежно и несомненно покажет для глаза веры, находящегося в сердце – словно он увидит это ярче солнца – что существует имеющий эти качества Необходимо Сущий, носящий эти имена Единый (Вахид-и Ахад) и Деятельный Творец (Фард-и Самад). Дело в том, что какая-нибудь замечательная и многозначительная книга и великолепный дворец бесспорно вызывают необходимость наличия таких процессов, как написание и строительство, а процессы (красивого написания и правильного строительства) в свою очередь –званий «писатель» и «мастер», а звания же «писатель» и «мастер» – существования умения и качества писателя и архитектора; а эти умения и качества очевидно, непременно вызывают необходимость существования того, который бы имел эти качества, обладал способностью создавать, носил эти звания и был активным. Подобно тому, как невозможно существование какого-либо деяния без его автора или имени без его носителя; так и невозможно наличия какого-либо качества без того, кто бы им обладал или какого-нибудь умения без его умельца.

Итак, на основании данной истины и данного правила,

эта Вселенная вместе со всеми созданиями выступает в роли написанных пером предопределения и сотворённых орудием могущества многозначительных бесчисленных книг и писем, зданий и дворцов, каждый и каждое из которых, тысячами, а в совокупности бесчисленным множеством аспектов – отражением в них бесчисленных милостивых Божественных деяний, а также многочисленными проявлениями тысячи и одного имени Всевышнего, являющихся источником этих Божественных деяний, и бесчисленными проявлениями семи Божественных качеств, являющихся в свою очередь источником тех прекрасных имён Всевышнего, бесчисленным множеством знаков и свидетельств указывают и свидетельствуют о необходимом бытие и единстве Одного Вечного Всемогущего, являющегося Источником и Носителем этих всеобъемлющих и священных семи качеств.

И подобно этому свидетельству, все прелести и ценности, красота и совершенство, имеющиеся во всех этих созданиях, очевидно будут свидетельствовать о священной красоте и совершенстве, достойных и подобающих деятельности и именам Всевышнего, Его качествам и деяниям; а все они в совокупности будут свидетельствовать о священной красоте и совершенстве Священного Всевышнего.

Таким образом, факт Рубубията, проявляющийся в факте Божественной деятельности, проявляет и даёт познать себя через такие свои деяния и применения, как искусное и уникальное изобретение и сотворение со знанием и мудростью; гармоничное и взвешенное предопределение, придание форм, принятие мер и управление; вольное и намеренное преобразование, замена, низведение и усовершенствование; а также милостивое и милосердное оказание милости, угощение и питание (своих созданий). И истина очевидности Улухията, явно ощущаемая и содержащаяся в факте проявления Рубубията, милостивым и милосердным проявлением Прекрасных Имён Всевышнего, а также великолепным и величественным проявлением таких Его семи атрибутов (качеств), как Жизнь (обладание ею), (Всеобъемлющее) Знание, Могущество, Воля, а также качества (всё) Слышать, Видеть и Обладать Речью, сообщает о Себе и знакомит с Собой.

Да, подобно тому, как Божественное качество Речь, с помощью Божественных откровений и вдохновений даёт знать нам о Священном Всевышнем , таким же образом и такое качество, как Могущество, через Свои искусные творения, выступающие в качестве Его воплощённых слов, сообщает нам об этом Священном Создателе, и, показывая Вселенную от начала и до конца в образе некой воплощённой книги, характеризует и описывает Одного Величественного Всемогущего Творца.

И также качество (Всеобъемлющее) Знание, через бесчисленное множество искусных созданий, сотворённых с мудростью, в гармонии и равновесии, которые со знанием управляются, украшаются, разделяются и о которых ведётся мудрая забота, сообщает нам об обладателе этого качества – о единственном Священном Творце.

А такое же Его качество, как Жизнь… Подобно тому, как все создания, сообщающие о присутствии Могущества, и все гармоничные, мудрые, соразмерные и великолепно украшенные формы и виды, сообщающие о наличии Знания, и все аргументы и признаки, сообщающие о других качествах Всевышнего, вместе с аргументами и признаками качества Жизнь указывают на констатирование качества Жизнь, так и жизнь с помощью всех этих своих аргументов, показывая в качестве свидетелей все живые существа, являющиеся Его зеркалами, сообщает нам о существовании Вечно Живого Творца.

И, чтобы показать свои всегда совершенно новые и разнообразные проявления и росписи, обращает Вселенную в образ беспрерывно преображающегося, обновляющегося и состоящего из бесчисленного множества зеркальц некоего грандиозного зеркала. И если таким же образом сравнить и другие Божественные качества, такие как Воля, Зрение, Слух и Речь, то каждое из них по величине Вселенной сообщит нам и даст познать Священного Всевышнего.

И к тому же, как эти качества свидетельствуют о существовании Всемогущего, так же они констатируют и явно свидетельствуют о существовании такого Божественного качества, как Жизнь, а также о том, что Он (Аллах) является Живым. Дело в том, что знать и слышать – это признаки жизни, способность видеть присуща только живым, иметь волю возможно лишь благодаря жизни, возможность свободы действий и выбора имеется у обладающих жизнью, а говорить – это является делом лишь живых разумных существ.

Таким образом, из этих пунктов станет ясно: у такого Божественного качества, как Жизнь, имеются грандиозные, семь раз по величине Вселенной, аргументы, а также есть такие доказательства, сообщающие нам о наличии этого качества и о существовании Его обладателя, что это качество (Жизнь) явилось основой и источником всех других качеств, а также источником и центром Великого имени Всевышнего (Исм-и Азам). В связи с тем, что «Рисале-и Hyp» доказал эту первую истину убедительными доводами и в некоторой степени разъяснил её, на сей раз мы удовлетворимся этой вышеприведенной каплей из того моря.

(Бадиуззаман Саид Нурси, «Посох Мусы», «Первый довод о Вере: Великое Знамение«)