Как было описано в Двадцать шестом Слове (О Предопределении), есть три причины по которым человек не имеет право жаловаться на беды и болезни.
Первая причина. Тело, в которое Всевышний облачил человека, Он удостаивает проявлению своего творчества. Человека сделал в виде некой модели, на которой подрезает, кроет, изменяет это телесное облачение, показывая проявления Своих разных Имён. Подобно тому, как Божественное Имя Исцеляющий (Шафи) требует болезни, так и Его Имя Кормилец (Раззак) вызывает необходимость голода, и так далее…
مَالِكُ الْمُلْكِ يَتَصَرَّفُ فٖى مُلْكِهٖ كَيْفَ يَشَٓاءُ
«Хозяином владений является Аллах, и в Своих владениях Он распоряжается, как пожелает».
Вторая причина. Жизнь очищается и совершенствуется через болезни и несчастья, благодаря им крепнет, развивается, даёт результаты и выполняет свои функции. Однообразная спокойная и ленивая жизнь ближе к небытию и приводит к нему (являющемуся исключительным злом), нежели к бытию (которое – лишь только добро).
Третья причина. Этот мир является местом испытания и служения, и не является местом удовольствий, наград и воздаяний. Поскольку является местом служения и поклонения, то болезни и беды (если только они не касаются религии и с условием терпения) подобают служению и поклонению, укрепляют их. И каждый час превращают в день поклонения, за что надо не жаловаться, а наоборот быть благодарным.
Да, есть два вида поклонения: один из них – установленное поклонение, другой – не установленное. Установленное поклонение известно (намаз, молитва и так далее). Не установленное же поклонение заключается в том, что посредством болезней и тягот, человек подвергшийся беде, ощущая свою слабость и беспомощность, обращается к своему Милостивому Творцу за помощью, думает о Нём и молится Ему, таким образом, совершая искреннее поклонение. В такое поклонение не может вмешаться лицемерие, оно совершается искренне. Если человек будет терпеть, думать о вознаграждении за пережитые тяготы, благодарить Аллаха, тогда каждый его час обратится в целый день поклонения, и его короткая жизнь станет долгой. И даже есть такие люди, у которых одна минута обращается в целый день поклонения.
Однажды я был очень обеспокоен тяжёлой болезнью моего брата в вечной жизни по имени Мухаджир Хафиз Ахмед. Тогда в своём сердце я услышал: «Поздравь его, каждая его минута обращается в целый день поклонения». Да, он и так в терпении благодарил Всевышнего.
(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Сияния: Второе сияние‘)