اُدْعُونٖٓى اَسْتَجِبْ لَكُمْ
«Зовите Меня, Я отвечу вам…» (Коран, 40:60).
Если же скажешь:
“Мы много раз обращаемся к Господу с просьбой, но она не принимается. Между тем, аят имеет отношение ко всем и означает, что на каждую просьбу, на каждый зов (ду’а) имеется ответ”.
Ответ.
Дать ответ – одно, принять просьбу – другое. На каждую просьбу есть ответ, однако, принять просьбу и дать желаемое – это зависит от Божественной мудрости.
Например, заболевший ребёнок обращается к доктору:
— Доктор! Посмотри на меня.
— Пожалуйста! Что желаешь?
— Дай мне такое-то лекарство…
Доктор же или даст то лекарство, которое он просит, или же даст ещё лучшее (относительно его состояния), или же вообще не даст, зная, что оно нанесёт ему ещё больший вред.
Так вот, поскольку Всевышний Аллах, Бесконечно Мудрый Творец, повсюду присутствует, всё знает и видит, Он ответит на любой зов, на любое обращение. Ужас одиночества Своим присутствием и ответом Он обратит в общение. Но не по настоянию человека, подчинённому страстям, а по требованию Божественной мудрости, Он даст желаемое или ещё лучшее, или вообще не даст.
Молитва (ду’а) также – это своеобразное поклонение. Плоды поклонения непосредственно, относятся к Потустороннему миру. Мирские же стремления – это время наступления той молитвы и поклонения. Эти стремления не являются целями молитв.
Например, намаз и ду’а, связанные с отсутствием дождя – это один из видов поклонения. Отсутствие дождя является временем данного вида поклонения. Иначе, этот намаз и это воззвание не совершаются для того, чтобы призвать дождь. Если они будут совершены исключительно с этим намерением, то это воззвание, это поклонение из-за своей нечистосердечности не будут достойны принятия. Например, закат солнца указывает, что настало время вечернего намаза. А солнечное и лунное затмения являются промежутком времени, в котором совершаются два особых вида поклонения – намазы кусуф и хусуф, связанные с затмением солнца и луны. То есть в связи с тем, что затмение сияющих знамений дня и ночи служит поводом для демонстрации Божественного величия, Всевышний в это время призывает Своих рабов совершить этот вид поклонения. Иначе, эта молитва не служит для того, чтобы солнце или луна вышли из затмения – его конец и продолжительность известны по астрономическим вычислениям.
Точно так же и бездождие – это время намаза, связанного с засухой. Нашествие бед, несчастий и зла – это особые времена некоторых обращений (ду’а) к Аллаху: в такие времена человек понимает свою беспомощность и путём молитв и обращений к Всемогущему ищет у Него спасения и прибежища.
Если, несмотря на то, что совершено много молитв, беды не прошли, нельзя говорить: “Молитва не принята”, а нужно сказать: “Время молитвы (ду’а) ещё не прошло”. Если же Всевышний по Своей милости и щедрости устранит беды, тогда – благо и свет, в таком случае время молитвы истекает.
Стало быть, в обращении к Господу, в молитве (ду’а), скрыта некая тайна поклонения. Поклонение же должно совершаться искренне, лишь ради довольства Аллаха. И выражая своё бессилие, с помощью молитвы искать у Него прибежища. Не следует вмешиваться в Божественные деяния. Оставь принятие мер за Ним. Доверься Его мудрости и не упрекай Его милость.
(Рисале-и Нур: ‘Двадцать третье Слово‘)