«Почему в Коране отсутствуют явные указания на такие изобретения, как мобильные телефоны и интернет ?»
«Почему в Коране прямо не описано что-то, что сподвигло бы любого современного человека без колебаний принять, что это Книга, ниспосланная от Бога ?»
С такими и подобными вопросами часто можно столкнуться при обсуждении религиозных тем.
В нижеприведённом отрывке из «Рисале-и Нур» раскрыты смысл и мудрость того, почему в Коране, ниспосланном пророку Мухаммаду ﷺ почти 1400 лет назад, явным образом не описаны вещи, которые заставили бы любого человека рационально и безоговорочно принять истину Ислама.
«Два важных ответа на два важных вопроса.
Первый вопрос:
«Почему в Коране, ниспосланном человечеству, нет разъяснений касательно чудес цивилизации, занимающих важное место в умах и сердцах людей? По какой причине всё ограничивается лишь скрытыми указаниями, тайными намёками, лёгкими знаками и отдалёнными напоминаниями?»
Ответ.
В вопросах, освещаемых в Коране, чудеса человеческой цивилизации занимают положенное им место. Место, на которое они имеют право. В то же время, основное назначение Корана – показать совершенства и деятельность круга Божественного Господства, обучить положениям и обязанностям круга поклонения. Таким образом, в рамках этих двух кругов необыкновенные достижения человечества могут иметь право лишь на упоминание в виде слабого признака и лёгкого указания. Ведь в кругу Божественного Господства эти достижения могут рассчитывать лишь на очень малую часть.
Например, если самолёт, как изобретение человека, пожелает быть упомянутым в Коране, тогда самолёты круга Божественного Господства, коими являются планеты, земной шар, луна скажут от имени Корана:
«Ты здесь вправе претендовать на место, лишь соразмерное своему телу».
Если в том или ином аяте Корана места для себя потребуют человеческие подводные лодки, то подводные лодки этого великого круга, плавающие в океане открытого космоса и в море эфира, а именно земля и звёзды, скажут:
«Ваше место рядом с нами до того маленькое, что его даже не видно».
Если электрические лампы, горящие подобно звёздам, потребуют право голоса и пожелают стать частью аятов Корана, тогда электрические лампы этого круга Божественного Господства, коими являются молнии, метеоры и украшающие лик небес звёзды и светила, скажут:
«Стать частью аятов вы можете лишь в соответствии с яркостью вашего света».
Если же чудеса цивилизации потребуют своего права с точки зрения точного, тонкого искусства и пожелают получить место среди аятов, тогда простая муха скажет им:
«Умолкните! У вас нет права даже размером с моё крылышко! Поскольку даже если собрать воедино все тонкие искусства и точные инструменты, обретённые незначительной человеческой волей, то и они не смогут вызвать такое удивление, какое вызывают тонкое искусство моего малюсенького тельца и его крохотные органы…
Вас заставит замолчать такой аят:
اِنَّ الَّذٖينَ تَدْعُونَ مِنْ دُونِ اللّٰهِ لَنْ يَخْلُقُوا ذُبَابًا وَلَوِ اجْتَمَعُوا لَهُ …اِلٰى اٰخِرِ
«О люди! Приводится притча, послушайте же её. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберёт у них что-нибудь, они не смогут отобрать у неё это. Слаб тот, кто добивается и тот, от кого он добивается!» (Коран, 22:73).
…Если же эти диковинные достижения и изобретения, обращаясь к великому кругу поклонения, станут требовать свои права в нём, то от входящих в него получат такой ответ:
«Ваша связь с нами очень слаба, и вы не сможете с лёгкостью войти в наш круг. Ведь наша программа такова: этот мир — некая гостиницa, а человек – кратковременный постоялец этой гостиницы, наделённый многими обязанностями, который в этой короткой жизни должен приготовить всё необходимое для жизни вечной. Он должен заниматься, прежде всего, самыми важными и нужными делами. Однако же вы, в большинстве своём, выглядите так, будто сотворены с чувством излишней любви к этому миру, в беспечном принятии его за некую вечную столицу.
В силу этого, ваша составляющая, ведущая к любви к истине и к мыслям о потусторонней жизни и являющаяся основой поклонения, очень мала. Если же вы — дело рук уважаемых мастеров и вдохновлённых изобретателей, которые, конечно, представляют собой меньшинство, и служат лишь для пользы рабов Божьих, для общественной выгоды, для общего удобства и совершенствования общественной жизни, — что является ценным поклонением, — то для таких чутких людей, поистине, достаточно этих указаний и знаков Корана, поощряющих их труд и одобряющих их искусство».
Второй вопрос:
«Теперь, после этих уточнений, у меня не осталось сомнений, и я подтверждаю, что в Коране, наряду с другими истинами, имеются указания и на чудеса современной цивилизации, и скорее даже на более передовые вещи. С учётом большей или меньшей значимости, в нём имеется всё, что нужно человеку для счастья в этой жизни и в мире вечном. Но почему Коран не говорит об этих вещах напрямую, дабы принудить к подтверждению вышеизложенного упрямых неверующих и дабы успокоились наши сердца?
Ответ.
Религия — некий экзамен, некое испытание, в условиях, определённых Аллахом, дабы по итогам отбора высокие и низкие души обособились друг от друга.
Подобно тому как руда помещается в огонь для того, чтобы отделились уголь от алмаза, а золото от глины, так же и условия Всевышнего, из которых состоит это место экзамена, — это испытание и направление к своего рода конкурсу, на котором отделились бы друг от друга высокие драгоценности и низкие, пустые породы, находящиеся в руде человеческих способностей.
Поскольку Коран ниспослан на поле этого экзамена в виде некоего испытания в целях совершенствования человечества на площади этого конкурсного отбора, то, конечно, о скрытых делах мирского будущего, которые будут видны каждому, он может упомянуть лишь знаком, и открывает дверь для разума только в степени, необходимой для подтверждения его доводов. В противном случае, нарушился бы смысл экзамена, и всё стало бы очевидно так же, как если бы на небе звёздами было чётко написано:
لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ
«Нет Бога, кроме Аллаха».
И тогда каждый, хочет он того или нет, был бы вынужден признать это. В итоге, конкурс бы не состоялся, возможность проверки была бы утрачена. Это означает, что душа, подобная углю, будет пребывать наряду с душой, подобной алмазу! Проклятый Абу Джахль будет выглядеть как Верный Абубакр! Смысл испытания был бы потерян!
Вывод.
Коран абсолютно Мудр! Всякую вещь он удостаивает степени в соответствии с её ценностью. Так вот, Коран тысяча триста лет назад уже видел скрытые во мраке будущего результаты и прогресс человечества, и показал их в более прекрасном виде, чем видим мы сейчас и увидим в будущем. Значит, Коран является словом Того, Кто одновременно видит все времена вместе с их содержимым.
Итак, вот одно сияние превосходного красноречия Корана, блистающее над чудесами пророков!
اَللّٰهُمَّ فَهِّمْنَا اَسْرَارَ الْقُرْاٰنِ وَ وَفِّقْنَا لِخِدْمَتِهٖ فٖى كُلِّ اٰنٍ وَ زَمَانٍ سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَٓا اِلَّا مَا عَلَّمْتَنَٓا اِنَّكَ اَنْتَ الْعَلٖيمُ الْحَكٖيمُ رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَٓا اِنْ نَسٖينَٓا اَوْ اَخْطَاْنَااَللّٰهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ وَ بَارِكْ وَ كَرِّمْ عَلٰى سَيِّدِنَا وَ مَوْلٰينَا مُحَمَّدٍ عَبْدِكَ وَ نَبِيِّكَ وَ رَسُولِكَ النَّبِىِّ الْاُمِّىِّ وَ عَلٰى اٰلِهٖوَ اَصْحَابِهٖ وَ اَزْوَاجِهٖ وَ ذُرِّيَّاتِهٖ وَ عَلَى النَّبِيّٖينَ وَ الْمُرْسَلٖينَ وَ الْمَلٰئِكَةِ الْمُقَرَّبٖينَ وَ الْاَوْلِيَاءِ وَ الصَّالِحٖينَ اَفْضَلَ صَلَاةٍ وَ اَزْكٰى سَلَامٍ وَ اَنْمٰى بَرَكَاتٍ بِعَدَدِ سُوَرِ الْقُرْاٰنِ وَ اٰيَاتِهٖ وَ حُرُوفِهٖ وَ كَلِمَاتِهٖ وَ مَعَانٖيهٖ وَ اِشَارَاتِهٖ وَ رُمُوزِهٖ وَ دَلَالَاتِهٖ وَاغْفِرْلَنَا وَارْحَمْنَا وَ الْطُفْ بِنَا يَا اِلٰهَنَا يَا خَالِقَنَا بِكُلِّ صَلَاةٍ مِنْهَا بِرَحْمَتِكَ يَا اَرْحَمَ الرَّاحِمٖينَ وَ الْحَمْدُ لِلّٰهِ رَبِّ الْعَالَمٖينَ اٰمٖينَ
«О Аллах! Обучи нас тайнам и премудростям Корана и даруй нам успех в постоянном, ежеминутном служении ему!»
«Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый»
(Коран, 2:32).
«О Господи! Не взыщи с нас, если мы позабыли или ошиблись» (Коран, 2:286).
«О мой Аллах, ниспошли самые высокие и чистые благословения и приветствия, изобилие и милость Твоему рабу и посланнику — Пророку, не умеющему читать и писать, а также его семье и сподвижникам, его жёнам и потомкам, всем пророкам и посланникам, приближённым ангелам, святым и праведникам, в количестве, равном числу сур Корана, его аятов, букв, смыслов, указаний и знаков! О наш Бог, о наш Творец, из почтения ко всем этим благословениям, прости, помилуй и облагодетельствуй нас, о Милосерднейший из милосердных! И вся хвала Аллаху – Господу Миров!»
* * *
Рисале-и Нур / Слова