О разнице между верой и безверием на примере существования человека [аудио]


بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

 لَقَدْ خَلَقْنَا الْاِنْسَانَ فٖٓى اَحْسَنِ تَقْوٖيمٍ ۞ ثُمَّ رَدَدْنَاهُ اَسْفَلَ سَافِلٖينَ ۞ اِلَّا الَّذٖينَ اٰمَنُوا وَ عَمِلُوا الصَّالِحَاتِ

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»

«Мы сотворили человека лучшим сложением, а потом вернём его в нижайшее из низких (состояний), кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела» (Коран, 95:4-6).

Человек светом веры восходит к высотам человечности и обретает ценность, достойную Рая. Во мраке безверия же он опускается в самое низкое состояние и тем самым становится заслуживающим адского наказания. Дело в том, что вера устанавливает связь между человеком и Всемогущим Творцом. Вера – это некая связь. В таком случае человек обретает ценность с точки зрения проявляющегося в нём благодаря вере Божьего Творчества и росписей Божественных Имён. Безверие же разрывает эту связь. Разрушение связи скрывает творческую деятельность Господа, и ценность человека будет определяться уже только с материальной стороны. Но ценность материи – вследствие того, что она и тленна, и недолговечна, и представляет собой некое временное животное существование – ничтожна.

Эту тайну раскроем в сравнении. Например, известно, что в творениях человека стоимость материала и стоимость творческой деятельности весьма различны. Иногда они равноценны, иногда материал дороже, иногда бывает, что в пятикопеечном материале из железа воплощено пятирублёвое искусство. А иной раз какое-нибудь антикварное произведение искусства обретает ценность в миллион рублей, хотя его материал не стоит и пяти копеек. Так вот, если такое антикварное произведение искусства будет выставлено на рынке ценных уникальных вещей с упоминанием удивительного и очень древнего искусного мастера и, относя это произведение ему, оно может быть продано за миллион. Если же его выставить на рынке грубых железоскобяных изделий, его могут купить как пятикопеечное железо.

Так вот, человек является таким уникальнейшим Произведением Искусства Великого Господа и самым тонким и изящным чудом Его Могущества. Господь удостоил человека проявлениями всех Своих Имён, сотворил его как средоточие Своих росписей и создал его в виде уменьшенного примера всей вселенной.

Если свет веры проникнет в человека, тогда все имеющиеся в нём многозначительные Божественные росписи, можно прочитать благодаря этому свету. Этот уверовавший будет читать разумом, и благодаря этой связи (т.е. вере) поможет прочесть другим. Т.е. такими мыслями, как: “Я – создание, творение Всемогущего Творца, удостоенное Его милости и щедрости”, будет проявляться воплощённое в человеке Божественное Творчество. Стало быть, вера, устанавливающая связь с Творцом, раскрывает все таящиеся в человеке произведения Его Искусства. Человек обретёт ценность уже как Произведение Божественного Искусства и как Божественное зеркало. В таком случае этот незначительный человек благодаря этой связи становится неким Господним собеседником, возвышенным над всеми Его созданиями, и Его гостем, достойным Райских благ.

Если безверие, которое разрывает эту связь, проникнет в человека, тогда все те многозначительные росписи Божественных Имён окажутся во тьме, и не будет возможности для их осмысления. Ведь если забыть Творца, тогда невозможно будет понять и духовные аспекты, обращённые к Творцу. Будто бы всё переворачивается вверх дном. Большая часть тех многозначительных высоких искусств и прекрасных духовных росписей затаится. Оставшиеся же и видимые глазом некоторые из них, приписываясь ничтожным причинам, природе и случайности, в конце концов, совершенно потеряют свою ценность. Каждое из них, будучи сверкающим алмазом, превратится в тусклое стекло. Значимость их будет определяться лишь как животная материя. Цель же и сущность материи, как было сказано выше, просуществовать лишь некую ограниченную, краткую жизнь , к тому же, будучи в ней самым беспомощным, самым нуждающимся и самым озабоченным существом живого мира. А затем – погибнет, разложится и исчезнет.

Таким образом, безверие разрушает человеческую сущность, превращая из алмаза в уголь.

(Рисале-и Нур: ‘Двадцать третье Слово‘)