Вопрос. Составляющие каждого живого существа постоянно находятся в соединении и распаде, следовательно обречены на гибель, поэтому не могут быть вечными. Еда и питье, как средство продолжения жизни, и супружеские отношения, как средство продолжения рода, стали основами в этом мире. В вечности и потустороннем мире в них нет потребности. По какой причине они стали одними из самых великих наслаждений Рая?
Ответ. Во-первых, в этом мире обреченность живого организма на исчезновение и смерть происходит из-за несбалансированности необходимых для жизни поступлений и расходов. Начиная с детского возраста, до совершеннолетия прибылей больше, затем увеличивается убыль, теряется равновесие, и организм умирает. Однако в вечном мире частицы тела устойчивы (Примечание) и не подвержены процессу соединения и распада. Или же равновесие остаётся устойчивым, поступления и расходы находятся в неизменном балансе. Тело, обладающее жизнью, словно вечный двигатель, наряду с работой станка жизни тела, увековечится для наслаждений. Еда, питье и супружеские отношения появляются в этой жизни из необходимости и совершаются, как некие обязанности. Однако в них, в качестве некой предоплаты, заложены разнообразные приятные наслаждения, превосходящие все остальные. Поскольку еда и супружеские отношения в какой-то степени являются предметом необычных и разнообразных наслаждений этого тягостного мира, безусловно, в Раю – в обители наслаждений и счастья – они примут настолько высокий образ, к которому добавятся наслаждения, являющиеся вечной наградой за несение обязанностей мирской жизни и к которому в виде приятных райских желаний будут прибавлены нужды этого мира. Они станут полным жизни и удовольствий источником наслаждений, достойных Рая и соответствующих вечной жизни.
Да, по смыслу аята:
وَمَا هٰذِهِ الْحَيٰوةُ الدُّنْيَٓا اِلَّا لَهْوٌ وَلَعِبٌ وَاِنَّ الدَّارَ الْاٰخِرَةَ لَهِىَ الْحَيَوَانُ
«Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, а Последняя обитель – это настоящая жизнь» (Коран, 29:64)
безжизненные, бессознательные и мёртвые материи этого мира там становятся обладающими жизнью и сознанием. В вечном мире деревья и камни, подобно людям и животным этой жизни, будут понимать и исполнять повеления. Если ты скажешь дереву: “Принеси мне такой-то плод”, – оно принесёт. Если скажешь какому-нибудь камню: “Приди”, – он придёт. Поскольку камни и деревья в вечности обретут некий высокий образ, то еда, питье и супружеские отношения также, сохраняя свою материальную суть, обретут образ, превосходящий эту мирскую жизнь. Ибо уровень райской жизни значительно выше уровня земной тленной жизни.
Примечание: В этом мире тела всех живых существ являются для частиц подобием гостиницы, некими казармами и школами, заходя в которые частицы обретают способность пребывать в живом и вечном мире, после чего выходят из тела.
В вечном же мире, по смыслу аята: اِنَّ الدَّارَ الْاٰخِرَةَ لَهِىَ الْحَيَوَانُ «Поистине последняя обитель – это настоящая жизнь» (Коран, 29:64). Свет жизни является всеобщим и для того, чтобы удостоиться этого света, нет необходимости в этом движении, инструкциях и обучении. Частицы остаются устойчивыми.
(Рисале-и Нур: ‘Слова: Двадцать восьмое Слово‘)