Изложим одно из сияний чудесного красноречия коранических повторов в нижеследующих шести пунктах.
Первый пункт. Поскольку Коран является книгой поминания Всевышнего (зикр), книгой молитвы (дуа) и книгой призыва, то повторения, имеющие место в его сурах, мудры и, согласно риторике, абсолютно уместны. Целью поминания (зикр) и молитвы (дуа) являются награда (саваб) и привлечение Божественной милости, а в таких делах необходимо большое количество повторов, дабы пропорционально им увеличивались награда (саваб) и милость. Повтор поминания (зикр) освещает сердце, а повтор молитвы (дуа) – упрочняет её (молитву). Призыв же, соответственно повторам, усиливает своё воздействие.
Второй пункт. Поскольку Коран обращается ко всем слоям человечества и для всех является лекарством, то умные и глупые, богобоязненные и грешные, отрёкшиеся от мирского (захид) и подверженные мирскому удостоены этого Божественного обращения и имеют право на получение лекарства из этой аптеки Милостивого Аллаха. Между тем, не каждому под силу постоянно прочитывать Коран целиком, а поэтому необходимые цели и доводы – особенно в длинных сурах – повторяются, дабы каждая сура была подобна целому Корану, и чтобы каждый мог с лёгкостью и в любое время, прочитав любую суру, заработать награду, равную награде за прочтение всего Корана. Благородный аят: وَلَقَدْ يَسَّرْنَا الْقُرْآنَ لِلذِّكْرِ «И мы облегчили Коран для поминания» (Коран 54:32) подтверждает эту истину.
Третий пункт. В зависимости от времени, те или иные телесные нужды требуют удовлетворения. К примеру, воздух требуется каждый миг, вода необходима во время жажды, пища нужна каждый день, а свет, по крайней мере, раз в неделю…
Духовные потребности также зависят от времени: нужда в слове «Аллах» имеется каждое мгновение, в слове «Бисмиллях» – постоянно, а в «Ля иляха илля Ллах» – ежечасно…
Исходя из этого, повторы аятов и слов основаны на возобновляемости нужд и говорят о сильной в них потребности.
Четвёртый пункт. Коран устанавливает основы и столпы прочной и великой исламской религии, а также является книгой, изменяющей общество. Известно, что основателю чего-либо, для укоренения основ требуется их повторение, ведь повторяемое сохраняется и упрочняется.
Помимо этого, Коран является наставником, отвечающим на вопросы различных слоёв человечества, выражаемые языком или состоянием. Разумеется, при повторении вопроса необходимо и повторение ответа.
Пятый пункт. Известно, что Коран повествует о великих темах и призывает сердца к вере в них, рассказывает о глубоких истинах, побуждает разум к познанию. Исходя из этого, для укоренения и укрепления в умах и в сердцах тех великих тем и глубоких истин, существует необходимость в их повторении в разных сурах тем или иным образом.
Шестой пункт. Вы знаете, что для каждого аята есть внешнее и внутреннее значение, хад и муттала’. Каждое повествование (кысса) имеет множество сторон, постановлений, целей и видов пользы. Исходя из этого, один и тот же аят в различных местах, в зависимости от присущих тому или иному месту смыслу и особенности, может быть упомянут в том или ином контексте. Таким образом, хоть это и выглядит как повтор, в сущности же таковым не является.
(Рисале-и Нур: ‘Месневи-и Нурие‘)