Кораническая речь несравнима и не связана ни с какой иной речью. Известно, что возвышенность, сила, изящность и красота речи зависят от четырёх вещей: от изрекающего, от внимающего, от цели и от темы, а не только от темы, как полагают литераторы. Иначе говоря, для понимания степени силы некой речи обрати внимание на изрекающего её, на внимающего ей, а также на её цель и тему, ибо степень речи определяется их степенью. Так, если эта речь является повелевающей или запрещающей, то она усиливается соответственно степени содержащихся в ней могущества и силы воли. Например, высочайшие могущество и воля, содержащиеся в повелении, данном небу и земле в кораническом аяте:
يَا اَرْضُ ابْلَعِى مَاءَكِ وَيَا سَمَاءُ اَقْلِعِى
«О земля, поглоти свою воду! О небо, перестань!» (Коран 11:44)
немедля разводят тучи и заставляют землю поглотить воду.
А также, поскольку повеление, данное земле и небу аятом:
اِئْتِيَا طَوْعًا اَوْ كَرْهًا
«Явитесь по доброй воле или невольно!» (Коран 41:11)
было покорно принято ими, то это показывает степень силы и воли этого повеления, а следовательно, и степень высоты слова. Однако, что касается повелений, данных людьми неодушевлённым созданиям, то в связи со слабостью воли и могущества повелевающих, эти повеления бессильны и являются не более, чем вздорным воображением.
(Рисале-и Нур: ‘Месневи-и Нурие’)