Коран с тех времён и по сей день проявляет непревзойдённое красноречие. Он низвёл лучшие сочинения самых знаменитых арабских поэтов того времени, прославленные под названием ,,Муʼаллакат ас-сабʼа”, которые были написаны золотом на стене Каабы. Известно, что дочь [арабского поэта] Лабида даже сняла с Каабы произведение собственного отца, говоря: “Перед аятами Корана оно утратило свою ценность”.
Один из поэтов-бедуинов, услышав аят فَاصْدَعْ بِمَا تُؤْمَرُ ,,Провозгласи же то, что тебе велено” (Коран, 15:94), – совершил земной поклон. У него спросили: ,,Ты стал мусульманином?” ,,Нет, – сказал он. – Я поклонился красноречию этого аята”.
Тысячи таких гениальных имамов, учёных и литераторов из числа гениев риторики, как Абдулкахир аль-Джурджани, Саккаки и Замахшари, пришли к единогласному заключению, что “красноречие Корана превосходит человеческие возможности и недосягаемо”.
Коран с самых первых дней постоянно приглашал к полемике, задевая и ломая гордыню надменных, самодовольных литераторов и красноречивых ораторов призывом привести подобие хоть одной суры или же согласиться на гибель и унижение в обоих мирах. Упрямые ораторы того времени, отказавшись от короткого пути полемики, состоящего в приведении подобия всего одной суры, избрали длинный путь войны, подвергший опасности их жизни и имущество. Это подтверждает, что краткий путь невозможен.
На сегодняшний день в мире существуют миллионы книг на арабском языке, написанных друзьями Корана с желанием подражать ему и врагами Корана с намерением противодействовать ему и подвергнуть критике. Ни одной из этих книг не удалось достичь Корана. И даже самый простой человек, несомненно, скажет, что Коран не похож ни на одну из этих книг и не находится на их уровне — он либо ниже их уровня, либо превосходит его. Ни один человек, ни один неверный, ни один глупец на свете не сможет сказать, что Коран ниже их уровня. Стало быть, степень красноречия Корана превосходит все существующие книги.
Некто, прочитав аят: سَبَّحَ لِلّٰهِ مَا فِى السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْض ,,Славит Аллаха то, что на небесах и на земле” (Коран, 57:1), – сказал: «Я не могу разглядеть красноречия этого аята, которое считается удивительным».
В ответ на это ему было сказано: «Тебе, как и этому путнику, следует отправиться в те времена и услышать его там». И он представил, что находится там во времена, предшествовавшие ниспосланию Корана, и увидел, что всё сущее пребывает в растерянном, мрачном, безжизненном, неразумном и бессмысленном состоянии посреди необъятного, бескрайнего пустынного пространства непостоянного, бренного мира. Внезапно он услышал этот аят из уст Корана и увидел, что он поднимает завесу над этим миром и освещает всё вокруг. Он узрел, что это извечное Слово и вечное Повеление, наставляя, показывает разумным существам, выстроенным в рядах столетий, что Вселенная это огромная мечеть, в которой всё сущее, начиная с небес и земли, оживлённо поминает и восхваляет Творца, воодушевлённо исполняет свои обязанности, пребывая в счастье и удовлетворении. Вкусив красноречие данного аята, а затем сравнив другие аяты с ним, он понял одну из тысяч мудрых причин того, почему благозвучие коранического красноречия охватило полмира и пятую часть человечества и почему величие его власти с почётом беспрерывно длится четырнадцать веков.
(Рисале-и Нур: ‘Великое знамение‘)