Мудрость равновесия во Вселенной

Эта Вселенная является таким дворцом, внутри которого существует некий город, находящийся в беспрерывном разрушении и восстановлении. И в том городе существует бурлящее среди постоянных войн и переселений некое государство. И в этом государстве есть некий мир, постоянно вращающийся между смертью и жизнью.

Между тем в этом дворце, городе, государстве и мире господствует такое изумительное равновесие, взвешенность и баланс, которые очевидно доказывают, что происходящие в этих бесчисленных существах бессчётные изменения, приход и расход балансируются и взвешиваются весами Одного Единственного, который в каждый миг видит всю Вселенную одновременно, и от контролирующего взора которого не укрывается ничто. Иначе, если бы факторы и обстоятельства, со страшной силой старающиеся нарушить равновесие и распространиться повсюду, подобные рыбам,  одна из которых несёт по тысячу икринок, и растениям, один цветок из которых, подобный маку, даёт по двадцать тысяч семян, либо текущие подобно сели потоки элементов, преобразования и изменения, происходящие в мире, остались без присмотра, либо были бы отнесены безрассудной случайности, незнающей меры слепой силе и неразумной мрачной природе, то этот баланс существ и равновесие Вселенной нарушилось бы так, что за год, а скорее за день от него не осталось бы и следа. То есть, моря бы заполнились, чем попало, источали бы зловоние. Воздух, заполнившись вредными газами, стал бы ядовитым. Земля же превратилась бы в мусорную свалку, скотобойню и болото. Мир бы задохнулся…

Итак, начиная от клеток животных организмов, от красных и белых кровяных телец, от преобразования частиц и от соразмерности органов тела, до прибыли и убыли морей, до пополнения и расхода подземных вод, до рождений и смертей животных и растений, до осенних и весенних разрушений и восстановлений, до функционирования и движения элементов и звёзд, до смены и столкновения смерти и жизни, света и мрака, тепла и холода, всё это соразмеряется и взвешивается настолько точными весами и настолько тонкими мерками, что человеческий разум ни в одном месте не видит того, что действительно было бы излишеством, не видит ничего, что было бы бессмысленным, а человеческая мудрость же видит и показывает во всём самый совершенный порядок, самое прекрасное равновесие. Скорее даже мудрость человечества является проявлением того порядка и равновесия, является неким их переводчиком.

Итак, посмотри же на равновесие Солнца и двенадцати отличных друг от друга планет. Разве это равновесие не указывает, словно солнце, на существование Всевышнего, являющегося Справедливым и Могущественным?

Особенно наш корабль, входящий в число тех планет, то есть наш Земной шар, за год он совершает круиз, проходя круг длиной в двадцать четыре тысячи лет. И вместе с той необыкновенной скоростью, он не рассыпает и не выкидывает в космос вещи, расставленные и собранные на поверхности Земли. Если бы его скорость немного увеличилась или уменьшилась, то его жители, взлетев в воздух, рассыпались бы в космическом пространстве. И если его равновесие испортится на минуту, или даже на секунду, наш мир погибнет, а скорее Земля столкнётся с другой планетой и начнётся Конец Света.

И особенно, существующее на поверхности земли милосердное равновесие между четыреста тысячами видов растений и животных, в их появлении на свет и гибели, в их питании и образе жизни – всё это указывает на Одного Единственного Справедливого и Милосердного, как указывает свет на солнце.

И особенно органы, способности и чувства любой единичной особи из бессчётных единиц тех бесчисленных видов, настолько точно связаны и сбалансированы друг с другом, что это равновесие и  взаимосвязь явно показывают Справедливого и Мудрого Творца.

И особенно клетки тела каждой особи животных, кровеносные сосуды, кровяные тельца и элементарные частицы в этих тельцах имеют настолько тонкое, чувствительное и чудесное равновесие, которое явно доказывает, что все они взращиваются и управляются по правилам, законам и мерам Одного-Единственного Справедливого и Мудрого Создателя, в руках которого находятся поводья всех вещей и у которого находятся ключи всего сущего, который с лёгкостью управляет всем сущим словно одной какой-либо вещью и при этом одно дело не мешает другому.

Если тот, кто, сомневаясь в осуществимости, не верит в то, что на Страшном Суде, на великих весах справедливости будут точно взвешены все дела джиннов и людей, внимательно приглядится к великому равновесию в этом мире, которое видно даже невооружённым глазом, то конечно, сомнений у него не останется.

 

(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Посох Мусы: Четвертый довод о Вере‘)