Мудрость лёгкости творения, постигаемая разумом человека

Второй вопрос.

“Подчинение каждого создания в каждом отношении, в каждом деле, в каждом обстоятельстве Божественной воле и могуществу является очень грандиозной истиной. В отношении своей грандиозности она не умещается в наше узкое сознание. Между тем, это безграничное изобилие, которое мы видим своими глазами; и чрезвычайная лёгкость, проявляющаяся в сотворении созданий; и в бесконечной степени лёгкость и простота в сотворении созданий на пути единобожия, подтвердившемся вышеизложенными доказательствами; и бесконечная лёгкость, которую ясно показывают такие аяты Корана, как:

مَا خَلْقُكُمْ وَلَا بَعْثُكُمْ اِلَّا كَنَفْسٍ وَاحِدَةٍ ۞ وَمَٓا اَمْرُ السَّاعَةِ اِلَّا كَلَمْحِ الْبَصَرِ اَوْ هُوَ اَقْرَبُ

“Ваше (со)творение и воскрешение такое же, как и единой души…” (Коран, 31:28). “…Наступление часа – как мгновение ока или ещё ближе…” (Коран, 16:77).

свидетельствуют о том, что эта грандиозная истина является наиболее приемлемым и благоразумным обстоятельством. В чём заключается секрет и мудрость этой лёгкости?”

Ответ.

В Десятом слове Двадцатого Письма, где поясняется фраза

 وَهُوَ عَلٰى كُلِّ شَىْءٍ قَدٖيرٌ 

“…И который над всякой вещью властен”.

этот секрет разъяснён весьма ясно, твёрдо и убедительно. Особенно в приложении к этому Письму ещё с большей очевидностью доказано, что когда все создания относить к Единому Творцу, их сотворение облегчается до степени одного-единственного создания. Если же они не будут отнесены Единому Творцу, тогда сотворение одного-единственного создания затруднится до такой степени, как сотворение всего сущего, и одно семечко станет в такой степени затруднительным, как целое дерево. Если же они будут отнесены к их Истинному Создателю, тогда во всём появится лёгкость: сотворение мира станет лёгким, как сотворение дерева, дерева – как семечка, Рая – как весны, и весны – как цветка. Здесь мы вкратце укажем на несколько из сотен аргументаций, подробно изложенных в других брошюрах “Рисале-и Нур”, раскрывающих секреты очевидно наблюдаемых нами невероятного изобилия и доступности и с лёгкостью наличия множества особей у каждого вида и очень лёгкого и быстрого появления на свет совершенных, искусных, драгоценных созданий.

Например, передача ста солдат под командование одного офицера в сто раз легче, чем передача одного солдата под командование ста офицеров. Так же и передача снаряжения армии в распоряжение одного центра, одного закона, одного завода и одного правителя облегчает эту задачу почти что до степени снаряжения всего лишь одного солдата. Так же и передача снаряжения одного солдата в распоряжение многих центров, многих заводов, многих командующих осложняется почти как снаряжение целой армии. Дело в том, что для снаряжения одного солдата требуется наличие заводов, необходимых для снаряжения всей армии.

И благодаря тому, что жизненно необходимые вещества для дерева предоставляются ему по секрету единственности в едином корне, в едином центре, по единому закону, это дерево даёт тысячи плодов так же легко, как и один плод, что мы очевидно наблюдаем. Если же от единства перейти ко множеству, если жизненно необходимые вещества для каждого плода будут поступать из разных мест, тогда каждый плод создаст столько затруднений, как целое дерево. И даже одно-единственное семечко этого дерева, являющееся его неким подобием и каталогом, станет таким же сложным, как само дерево. Ибо все необходимые вещества для жизни одного дерева необходимы также и для одного семечка.

Так вот, подобно этим примерам, имеются сотни примеров, которые показывают, что тысячи созданий, чрезвычайно легко появляющиеся на свет на пути единства (единобожия), возникают гораздо легче, чем одно-единственное создание на пути ширка и множества. В связи с тем, что эта истина доказана в других брошюрах “Рисале-и Нур” как дважды два – четыре, передавая её разъяснение им, здесь лишь раскроем один очень важный секрет этой лёгкости и простоты с точки зрения Божественного знания, предопределения и могущества, итак:

Ты являешься созданием. Если отнесёшь себя (своё сотворение) Извечному Всемогущему, тогда, подобно зажиганию спички, из ничего, одним повелением Он сотворит тебя Своим безграничным могуществом в один миг. Если не отнесёшь себя к Нему, а припишешь себя материальным причинам и природе, тогда, в связи с тем, что ты являешься неким точно собранным концентратом и плодом Вселенной, а также неким маленьким каталогом и перечнем её элементов, чтобы сотворить тебя, необходимо будет, просеяв через тонкое сито Вселенную и элементы, в чрезвычайно точно определённых мерах собрать из окружающего мира вещества, из которых состоит твой организм. Ибо материальные причины лишь соединяют, составляют. Они не могут сотворить из ничего, из пустоты то, чего у них нет, о чём известно всем обладателям разума. Стало быть, эти материальные причины будут вынуждены собирать какой-либо маленький живой организм из всего окружающего мира.

Так вот пойми, сколько лёгкости имеется на пути единства и единобожия и сколько трудностей – на пути ширка и заблуждения!

Во-вторых, с точки зрения Божественного знания имеется чрезвычайная лёгкость, а именно:

Предопределение – это один из видов Божественного знания, который определяет какую-либо меру, являющуюся нематериальной и индивидуальной формой всякого создания. И эта предопределённая мера будет являться в материи того создания его неким планом, некой моделью. Когда Божественное могущество творит (материально), оно чрезвычайно легко творит на основе той предопределённой меры. Если то создание не будет отнесено Могущественному Творцу, обладающему всеохватывающим, безграничным и извечным знанием, то – как было изложено выше – возникнут не только тысячи трудностей, но и сотни нелепостей. Дело в том, что если не будет иметься той предопределённой меры, которая определяется Божественным знанием, тогда в физическом теле какого-либо маленького существа придётся использовать тысячи наружных и материальных форм.

Итак, пойми же один из секретов чрезвычайной лёгкости на пути единства и единобожия и бесчисленных трудностей на пути заблуждения и ширка, и знай, насколько верную и высокую истину выражает этот аят:

وَمَٓا اَمْرُ السَّاعَةِ اِلَّا كَلَمْحِ الْبَصَرِ اَوْ هُوَ اَقْرَبُ

“…Наступление часа – как мгновение ока или ещё ближе…” (Коран, 16:77).

 

(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Трактат о Природе‘ )