Отрывок из «Двенадцатого Слова«📚 , в виде рассказа-метафоры повествующий о доступной верующим глубине мудрости Корана и о заблуждении, которое из-за своего сугубо поверхностного материалистического взгляда несёт в себе отрицающая Аллаха философия и выстроенная на ней наука.
يُؤْتِي الْحِكْمَةَ مَن يَشَاءُ وَمَن يُؤْتَ الْحِكْمَةَ فَقَدْ أُوتِيَ خَيْرًا كَثِيرًا وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّا أُولُو الْأَلْبَابِ
Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом. (Коран, 2:269)
…Однажды один религиозный и очень искусный славный правитель пожелал, чтобы Мудрый Коран, с его святыми смыслами и великолепной речью, был написан в достойнейшем виде. Иными словами, чтобы его превосходный стан облачился в прекрасные одеяния.
Итак, этот великий художник написал Коран весьма удивительным образом. При его написании он использовал всевозможные драгоценные породы. Для того, чтобы указать на разнообразие заложенных в нём истин, он написал одни его рельефные буквы — алмазами и изумрудами, другие — жемчугами и агатами, третьи — бриллиантами и кораллами, четвёртые — золотом и серебром, и так украсил его и расписал, что и умеющие, и не умеющие читать пребывали в восторженном изумлении от одного лишь взгляда на него! Особый трепет он вызывал у людей истины, потому как эта его внешняя красота указывала на блистательность и очень приятное украшение его глубокого смысла, вследствие чего он стал для них редчайшим произведением искусства.
Затем правитель показал этот искусно украшенный Коран некоему иностранному философу и одному мусульманскому учёному. Для испытания и вознаграждения повелел им: «Пусть каждый из вас напишет книгу о мудрости Корана!».
Ввиду того, что философ не владел арабским, в его книге говорилось лишь об узорах букв, их соотношении и положении, а также описывались используемые драгоценности, о смысле же не было ни слова. Более того, он даже не понял, что этот украшенный Коран является книгой и что это письмо, несущее в себе смысл. Вернее, он смотрел на него, как на редкую красивую диковинку. Впрочем, хотя арабского он не знал, зато был хорошим инженером, прекрасным художником, умелым химиком и отлично разбирался в драгоценностях. Таким образом, этот человек написал свой труд согласно своим знаниям.
Но учёный-мусульманин, взглянув, осмыслил, что перед ним великая книга — Мудрый Коран. Этот любящий истину человек не придал значения внешним украшениям и не занимался изучением узоров и букв. Он занялся гораздо более высокими, более дорогими, более изящными, более благородными, более полезными и содержательными вещами — описал благородные святые истины и светлые таинства, находящиеся под завесой тех узоров.
После этого они преподнесли свои труды славному правителю. Начал властелин с труда философа, и узрел, что этот высокомерный, влюблённый в материю человек напрасно трудился, ибо об истинной мудрости ничего не написал и упустил суть. Скорее, он понял всё превратно, чем проявил неуважение к книге правителя и показал себя не с лучшей стороны. Коран — источник истины — представился ему сборником бессмысленных узоров. Мудрый властелин швырнул ему его никчёмный труд и прогнал прочь.
Затем правитель перешёл к изучению работы влюблённого в истину внимательного учёного, и понял, что перед ним — весьма полезное толкование, очень мудрое наставление.
«Благослови Аллах твой труд!» – сказал он. И объявил: «Итак, эта книга отражает мой замысел, и тот, кто её написал, является учёным и мудрецом. Первый же человек — просто не знающий меры ремесленник!». После, в награду за труд, он повелел выдать учёному из своей несметной казны десять золотых за каждую написанную букву.
Теперь, если ты усвоил этот пример, посмотри на истинное положение вещей.
Этим украшенным Кораном является сотворённая Вселенная, этот правитель — извечный Властелин — Аллах, иностранец — в роли философии и её последователей, а мусульманский учёный — это Коран и его ученики. Да, Мудрый Коран — это наиболее возвышенный толкователь и самый красноречивый выразитель Великого Корана — Вселенной.
Да, этот Фуркан (различающий истину отo лжи) учит джиннов и людей понимать написанные на страницах этой Вселенной и на листах времени аяты-знамения, которыми являются все создания. Он смотрит на них с точки зрения смысла их сотворения, то есть с точки зрения их связи с Творцом, смотрит на каждое из них как на имеющую смысл букву и говорит: «Как же прекрасно они созданы, как великолепно указывают на красоту Творца!»
Таким образом он являет истинную красоту Вселенной.
Философия же, именуемая наукой мудрости, увлеклась внешней стороной сущего, и, оглупев, сбилась с истинного пути. Вместо того, чтоб смотреть на буквы этой великой книги с точки зрения их смысла, то есть их связи с Аллахом, она смотрит на создания ради самих созданий, и так описывает их. Тогда, когда нужно сказать: «Как прекрасно создано!», — она говорит: «Как прекрасно!» И этим она всё оскверняет. Оскорбляя этим Вселенную, делает её истцом против себя. Да, безбожная философия – это не более чем вздор, не имеющий под собой никакой истинной основы, а также оскорбление всей Вселенной.
Рисале-и Нур / Слова