Множественность творений в мире указывает на Единого Создателя

Двадцать пятое Окно

Очевидно, что множимое указывает на множитель. Некое искусное произведение требует существования искусного мастера. Существование ребёнка делает необходимым существование родительницы. Наличие низменности требует наличия возвышенности, и так далее… Подобно всем этим причинно-следственным связям наличие вероятности существования (имкан), видимой во всей Вселенной в целом и в каждом её элементе, также указывает на существование необходимого (вуджуб). Видимое нами движение во всех них указывает на некое двигающее действие, видимая созданность показывает некое созидание. И множественность, и составленность, наблюдаемые во всём, делают необходимым существование некой единичности. А в свою очередь эти необходимость (вуджуб), действие, созидание и единственность явно и необходимо требуют существования одного неявляющегося вероятным, пассивным, множественным, составленным и созданным, а являющегося необходимым, действующим, единственным, бесподобным и создающим. А в таком случае, имеющиеся в этой Вселенной вероятности существования, все последствия, все созданности, все множественности и составленности свидетельствуют об Одном Необходимо Сущем, Который делает то, что пожелает – о Едином и Единственном Создателе Всякой Вещи.

Вывод: Подобно тому, как вероятное делает очевидным необходимое, пассивность – активность, а множественность – единичность, то есть существование одних из них твёрдо указывает на существование других. Также и такие качества, как сотворённость и питание, твёрдо указывают на существование таких действий, как Сотворение и Вскармливание. А существование этих действий, в свою очередь, указывает на существование Создателя, Кормящего и Милосердного Творца. Следовательно, каждое существо, языком сотен разнообразных качеств свидетельствует о Прекраснейших Именах Аллаха. И если опровергнуть эти свидетельства, тогда необходимо отрицать все те разнообразные качества существ…

(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Слова: Тридцать три окна‘)