✅ Темы 3 части:
— внимательность в выборе труда (книги), который давал бы возможность спасти вечную жизнь
— следование Бадиуззаманом Саидом Нурси сунне пророка Мухаммада (мир ему и благо!) в его призыве и его борьбе за истины ислама
🔸 Лекция, выслушанная с большим вниманием и заинтересованностью, прочитанная в “Факультетской мечети” университета г. Анкары в 1950 году на собрании, длившемся до полуночи, где присутствовали преподаватели, депутаты, гости из Пакистана и студенты разных факультетов.
📌 (Прочитана Зубейром Гюндюзальпом)
[Текст лекции озвучен русскоязычным отделом культурно-исторического комплекса ,,Медресе Синан-паша» при содействии издательства ,,Энвар Нешрият». 2019 ©]
Текст 3 части:
Мои бдительные братья! Нам необходимо быть крайне внимательными в выборе труда, который давал бы возможность спасти нашу вечную жизнь и вечную жизнь всего исламского мира, и который, просвещая и наставляя, защищал бы от заблуждений, поскольку сейчас, под тем или иным прикрытием, ведутся попытки сбить мусульманскую молодёжь с пути с помощью различного обмана.
Читая какую-либо книгу или слушая какую-либо речь, мы, в первую очередь, должны учитывать
مَنْ قَالَ وَ لِمَنْ قَالَ وَ لِمَا قَالَ وَ فٖيمَا قَالَ ,кем, кому, для чего и на каком уровне было сказано”. Да, высоту, красоту и силу речи определяют четыре вещи: говорящий, собеседник, цель и уровень. Иначе говоря, не нужно читать любую попавшуюся книгу и внимать каждому слову. Например, насколько различны команда “марш!”, отданная армии командующим и то же слово ,,марш!”, произнесённое рядовым солдатом?! Первая приводит в движение огромную армию. Во втором же случае, точно такое же слово вряд ли заставит сдвинуться хоть одного солдата.
Так вот, исходя из этих четырёх основ, а также ввиду того, что сотни тысяч несущих в своих сердцах большую любовь к Саиду Нурси, придавая, из этой любви к нему, важность его самым незначительным поступкам, желают изучить их и действовать в соответствии с ними, некоторые здешние братья настойчиво желают больше узнать о жизни нашего Устаза, о его книгах, принципах и взглядах. Однако, жизнь, труды и нрав такого человека, как Бадиуззаман, мы не в силах полностью описать. И поскольку это признано даже писателями, являющимися проницательными учёными, то нам это тем более не под силу. И нашим братьям, желающим узнать о Бадиуззамане, мы говорим, что это возможно сделать, лишь внимательно и постоянно читая собрание его трудов “Рисале-и Нур”.
Дорогие братья! Духовная личность ,,Рисале-и Нур”, обладающая даром и способностью привести эту благословенную отчизну, её народ и весь исламский мир к спасению и вечному счастью, вследствие чего установить на земле всеобщие мир и благополучие, заключает в себе следующие прочные силы:
- Суть ислама, являющаяся высокой силой и учителем всего совершенства;
- Доблесть веры, состоящая в том, чтобы ни перед кем не унижаться, не угнетать несчастных и не превозноситься над ними;
- Честь и достоинство, дарованные человеку исламом. Исламская честь является самым мощным двигателем роста и прогресса.
Друзья! Смысл одного благородного хадиса гласит, что истинные учёные это учёные, говорящие правду в глаза деспотичным, несправедливым правителям. Значит, мы можем доверять словам и трудам только такого богобоязненного учёного.
В нашем же веке, исходя из трудов автора и событий, происходящих в его жизни, этому благородному хадису очевидно соответствует ,,Рисале-и Нур”. Его автор, Бадиуззаман, в борьбе за религию, в служении Корану и в поклонении Всевышнему был борцом, полностью следовавшим Высочайшей Сунне Почтеннейшего Посланника (мир ему и благо). Почтеннейший Посланник (мир ему и благо), во время величайшего мирового политического события — Битвы при Бадре — поочерёдно проводил для своих сподвижников коллективный намаз. Иными словами, такое благо, как коллективное совершение намаза, не являющееся обязательным, от которого — особенно во время войны — можно отказаться, он предпочёл величайшему в мире политическому событию. Посреди ужаса битвы он не отверг даже малого воздаяния (саваба).
Бадиуззаман, будучи командиром добровольческого полка во время русско-турецкой войны (в рамках Первой Мировой войны — прим.пер.), на передовой писал своё известное толкование “Ишарат-уль И’джаз” на арабском, являющееся комментарием (тафсир) части Корана. Этот великий труд удостоился одобрения и похвалы крупных учёных-богословов исламского мира, которые признавались, что полное понимание этой книги выше их способностей, и что до сих пор они не встречали подобного толкования. ,,Ишарат-уль И’джаз” раскрыл и доказал самые тонкие и глубокие вопросы Благородного Корана, его необычайное красноречие, превосходное изложение и изящество стиля. И ни прицельный огонь на передовой, ни вражеские снаряды, ни суматоха, ни ужасы войны не смогли отвратить его мысли от раскрытия тонкого смысла даже одной буквы. В страшный и мрачный период, когда был наложен запрет на азан Мухаммада (мир ему и благо), когда обществу силой навязывались нововведения, ученики ,,Рисале-и Нур” не читали выдуманный азан (азан на турецком языке – прим. пер.) и, героически сохраняя себя, не последовали за нововведениями.
В тяжёлое время, когда велись попытки уничтожить веру (иман) и Ислам, когда ни один учёный не мог даже скрыто издать ни одного религиозного труда, Бадиуззаман, в местах своих ссылок, находясь под давлением и слежкой жестоких тиранов, тайно написал и распространил около ста тридцати трудов о вере. И вместе с этим, после короткого ночного сна, он молил Всевышнего о спасении и благополучии мусульманских народов, стонущих в плену.
Да, глубокочтимый Устаз полностью следовал Высокой Сунне Почтеннейшего Посланника (мир ему и благо). Это состояние Бадиуззамана является образцом для всех борцов за Ислам и для всех мусульман. Он совмещает борьбу за веру с поклонением и богобоязненностью, то есть делая одно, не пренебрегает другим. Даже несмотря на то, что в результате заговоров жестоких, коварных врагов религии Саид Нурси был заключён в тюрьму, в очень холодную одиночную камеру, он, замерзая от сильных морозов и мучительно болея, будучи старым и немощным, не прекращал написание книг.
Абу Бакр ас-Сыддык (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пусть моё тело настолько увеличится в Аду, чтобы там не осталось места для верующих”. Бадиуззаман же, для того, чтобы удостоиться хотя бы одного луча этого высочайшего нрава, сказав: “Для спасения веры хотя бы нескольких людей я готов войти в Ад”, – проявил высшую степень самоотверженности, и его восьмидесятилетняя жизнь твёрдо свидетельствует о том, что он является самоотверженным и искренним слугой Корана и Ислама.
Верными свидетелями того, что ради служения Корану и вере (иману) Бадиуззаман пожертвовал своим достоинством, славой, душой, нафсом и жизнью, являются предельное терпение, стойкость и уравновешенность, проявленные им во время ужаснейших несправедливости и мук, больших бед и несчастий.
Ради служения Корану, вере (иману) и Исламу, Бадиуззаман пожертвовал своей спокойной жизнью. Он не гнался за мирским, за личным богатством, а наоборот, проводя жизнь в аскетизме и богобоязненности, бережливости и довольстве, оборвал связи с этим миром. И чтобы каждую минуту своей жизни, ради покоя и счастья мусульман, посвятить исключительно служению вере и полностью преуспеть в искренности, он отстранился от мирского и провёл жизнь в одиночестве. Да, ради служения вере и Исламу, Бадиуззаман настолько жертвует всем, и наряду с этим, с точки зрения своих поклонения, воздержанности и богобоязненности, он — исключительный патриот Ислама, вошедший в историю и возвысившийся до степени искреннего служителя Мудрого Корана.
В призыве Бадиуззамана кроются такие убеждённость, правда и верность, стойкость, прочность и искренность, что страшные несправедливость и угнетение врагов религии, такие их мощные атаки и давление, а вместе с этим отсутствие материального достатка не смогли заставить его отказаться от своего призыва, не смогли вызвать в нём малейшего сомнения.
(Рисале-и Нур, ‘СЛОВА‘)