✅ Темы 2 части:
— Описание тяжёлых условий того времени, в которых осуществлялся религиозный призыв. Потребность человечества в спасении веры, особенно на фоне прошедших разрушительных мировых войн.
— Отличие между заблуждениями и их атаками на веру в прошлом и в наше время
— Разговор между Бадиуззаманом и шейхом Бахитом Эфенди (одним из глав университета Аль-Азхар) о Европе и Османском государстве и изумление шейха ответом Бадиуззамана.
— О полном соответствии книг “Рисале-и Нур” условиям и особенностям, необходимым для спасения имана в наше время.
🔸 Лекция, выслушанная с большим вниманием и заинтересованностью, прочитанная в “Факультетской мечети” университета г. Анкары в 1950 году на собрании, длившемся до полуночи, где присутствовали преподаватели, депутаты, гости из Пакистана и студенты разных факультетов.
📌 (Прочитана Зубейром Гюндюзальпом)
[Текст лекции озвучен русскоязычным отделом культурно-исторического комплекса ,,Медресе Синан-паша» при содействии издательства ,,Энвар Нешрият». 2019 ©]
Текст 2 части:
Мои дорогие братья! В теперешнее ужасное время самой большой проблемой человека является спасение веры или же её потеря. Мировые войны заставили человечество пробудиться и напомнили ему о тленности мирской жизни. Они пробудили в нём желание жить в вечном мире, среди вечного счастья. И, конечно, в это лживое, обманчивое время нам нужно быть очень внимательными в поиске помощника для решения этой проблемы (прим.). Поэтому мы немного расширим наше исследование.
Книги, которые до нашего времени были написаны гениями исламского богословия, выдающимися имамами нашей религии и гениальными толкователями Мудрого Корана, являются бесценными, и каждая из тех личностей является отдельным солнцем Ислама. Однако, наше время не похоже на времена, когда жили те великие люди.
В старые времена заблуждение исходило от незнания, и устранить его было легко. Сейчас же заблуждение и атака на Коран, Ислам и веру (иман) исходит со стороны науки и философии. Устранить такое заблуждение уже сложно. Раньше представители второго вида заблуждения составляли лишь тысячную часть, и из тысячи таковых только одного можно было вывести на прямой путь с помощью наставлений. Ведь такие люди, будучи незнающими, считают себя знающими.
Примечание: О том, что “Рисале-и Нур” является в это время таким помощником, свидетельствуют миллионы тех, кто с помощью него спасает свою веру.
Вам также известно, что в прежние века точные науки не были развиты настолько, насколько они продвинулись в двадцатом веке. При таком положении вещей уничтожить распространившиеся в этом веке безбожие и материализм, вывести человечество на прямой путь, показав ему дорогу истины, спасти веру, можно лишь раскрыв сторону Мудрого Корана, обращённую к этому веку, и истолковав её так, чтобы все могли извлечь пользу.
Итак, Бадиуззаман Саид Нурси, раскрыв в ,,Рисале-и Нур” истины Благородного Корана, в которых нуждается этот век, удостоился успеха растолковать их и объяснить в таком виде, благодаря которому каждый, в зависимости от своих способностей, может извлечь пользу. Поэтому ,,Рисале-и Нур” считается бесподобным шедевром. К тому же, благодаря этой особенности ,,Рисале-и Нур”, миллионы счастливцев из этого благословенного мусульманского народа, отдавая предпочтение и чувствуя большую потребность, с большим желанием и любовью читали эти книги, несмотря на притеснения, длившиеся годами. И поскольку ,,Рисале-и Нур” был написан во время острой необходимости, то он распространился во всей Турции и во всём исламском мире, удостоившись всемирного значения.
Мои дорогие друзья! Саид Нурси, сорок лет назад, находясь в Стамбуле, сделал удивительное объявление. Он сказал: “Пусть желающие задают любой вопрос”. Поэтому известные учёные и интеллектуалы того времени, группа за группой, начали приходить к Бадиуззаману, и он без раздумий, правильно отвечал на их самые сложные и запутанные вопросы, касающиеся разнообразных тем и всякого рода наук.
История человечества ещё не видела того, кто сделал бы такое заявление, при этом не установив никаких рамок и условий, то есть не предлагая задавать вопросы только на конкретную тему или касательно той или иной науки, и который бы в итоге преуспел в этом, и такого исламского гения, обладающего столь высоким и объемлющим знанием, ещё не появлялось (за исключением ,,Века Счастья”).
Также, в то время исламские учёные, не сумевшие победить в споре Бадиуззамана Саида Нурси, пришедшего в Стамбул из Курдистана — края неприступных гор и отвесных скал, обратились с просьбой к одному из глав Египетского Университета ,,Аль-Азхар”, Шейху Бахиту Эфенди, приехавшему тогда в Стамбул, одолеть в диспуте этого молодого ходжу. Приняв эту просьбу, Шейх Бахит Эфенди стал искать подходящее место для диспута, и однажды, воспользовавшись моментом, когда после намаза в “Ая-Софии” они сидели в чайхане, он обратился к Бадиуззаману:
مَا تَقُولُ فٖى حَقِّ الْاَوْرُوبَا وَ الْعُثْمَانِيَّةِ “Что вы думаете насчёт Европы и Османского государства?”. Целью этого вопроса Шейха Бахита Эфенди было не испытание несомненно великого, подобного океану, знания и молниеносной сообразительности Саида Нурси, а желание понять, насколько широко Бадиуззаман охватывает будущее время и каков его уровень понимания мировой политики.
В ответ на это Бадиуззаман сказал следующее:
اِنَّ الْاَوْرُوبَا حَامِلَةٌ بِالْاِسْلَامِيَّةِ فَسَتَلِدُ يَوْمًا مَا
وَ اِنَّ الْعُثْمَانِيَّةَ حَامِلَةٌ بِالْاَوْرُوبَائِيَّةِ فَسَتَلِدُ اَيْضًا يَوْمًا مَا
То есть: “Европа носит в утробе исламское государство, а Османское государство – государство европейское, и придёт такой день, когда они родят”.
На это Шейх Бахит сказал: “С этим молодым человеком спорить невозможно. И я был того же мнения, но изложить это настолько просто и красноречиво под силу только Бадиуззаману (,,Чуду эпохи”)”. И вот, как Бадиуззаман и говорил, так в обоих случаях и произошло. Через несколько лет, в период Конституционного правления, было перенято множество иностранных обычаев, противоречащих исламским устоям, а затем постепенно установлено на территории Турции. И наряду с этим, добрый интерес, проявляемый сегодня в Европе к Корану и Исламу, и особенно то, что среди счастливого немецкого народа люди принимают Ислам целыми группами, полностью подтверждают это сообщение.
Итак, крупные исламские учёные и почтенные шейхи после глубокого анализа пришли к убеждению, что всё сказанное Бадиуззаманом — истина. Его труды, являясь плодами вдохновения, удостоились всеобщих подтверждения и одобрения учёных.
Учёные-богословы, последователи тасаввуфа и учёные современных наук могут всего лишь извлекать пользу и духовную силу из книг Саида Нурси. Саид Нурси — человек, не владеющий красивым письмом; человек, получивший своё образование за три месяца; на протяжении сорока лет не занимавшийся ни одной книгой, кроме Благородного Корана; не прибегший, по свидетельству его живущих поныне переписчиков, ни к одной книге при написании ста тридцати своих трудов на турецком и пятнадцати трудов на арабском; даже не имевший личной библиотеки, и, тем не менее, в молодости, сделав бесподобное заявление (Он сказал: “Пусть желающие задают любой вопрос”, — прим.пер.), побеждавший в научных диспутах по разным наукам, включая современные, высокообразованных учёных и больших наставников, а также подтвердивший то, в чём учёные были единодушны, и исправивший то, в чём они разногласили, в результате чего учёные удостоверились в том, что нет вопроса, на который Бадиуззаман не смог бы ответить; доказавший в своих трудах, в ответ на нападки некоторых не смыслящих и корыстолюбивых европейских философов в адрес благородных аятов и священных хадисов, имеющих переносное значение, что каждый из тех аятов и хадисов является отдельным чудом, тем самым под корень срубивший их возражения, спасший от сомнений некоторых учёных и отразивший атаки на Ислам. Он, без всякого сомнения, является гениальным толкователем Корана, его знания являются дарованными и обширными, а его труды – ,,Рисале-и Нур” – удивительным шедевром, достойным чтения на протяжении всей жизни.
(Рисале-и Нур, ‘СЛОВА‘)