ЛЕКЦИЯ О РИСАЛЕ-И НУР (1 часть) [аудио, видео]

✅ Темы 1 части:

— Важность осознанной веры и её отличие от веры подражательной

— Особенности, которыми должен обладать муфассир (толкователь) Благородного Корана, преподающий обращённый к нашему столетии урок осознанной веры.

[Текст лекции озвучен русскоязычным отделом культурно-исторического комплекса ,,Медресе Синан-паша» при содействии издательства ,,Энвар Нешрият». 2019 ©]

 

Лекция прочитанная Зубейром Гюндюзальпом

Ноябрь 1950 г.

Университет г. Анкары

Лекция, выслушанная с большим вниманием и заинтересованностью, прочитанная в “Факультетской мечети” на собрании, длившемся до полуночи, где присутствовали преподаватели, депутаты, гости из Пакистана и студенты разных факультетов.

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيم

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ رَبِّ الْعَالَمٖينَ وَ الصَّلَاةُ وَ السَّلَامُ عَلٰى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلٰى اٰلِهٖ وَ صَحْبِهٖ اَجْمَعٖينَ

«Хвала Аллаху, Господу Миров! Мир и благопожелания нашему господину Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!»

Мои дорогие братья, жаждущие живительной воды веры и Ислама!

Во-первых, должен признаться, что находясь за этой лекторской кафедрой, я ничем не отличаюсь от вас. Я — ваш простой брат, и эта лекция является моим полезным уроком, в котором я сам очень нуждаюсь. Она обращена ко мне  самому. И вам, моим благословенным братьям, я прочитаю эту лекцию в виде некоего обмена мнениями. Её недостатки исходят от меня, а совершенства и красоты принадлежат использованным мною книгам “Рисале-и Нур”. Если не возникнет никаких препятствий, мы продолжим проведение этих еженедельных религиозных лекций, а сегодня – первая из них, и касается она веры (имана). Как сказал Бадиуззаман Саид Нурси на Первом Национальном Собрании Турецкой Республики, “Величайшей истиной во Вселенной является вера, а после веры – намаз”. Поэтому мы сочли уместным, чтобы наша лекция была посвящена Корану, вере и нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благо). Следующая же, иншааллах, будет посвящена намазу и поклонению.

Мы искали книгу, из которой могли бы извлечь уроки на эти темы. В конечном итоге, мы выбрали книги “Рисале-и Нур”, которые, в убедительном и соответствующем пониманию нашего века виде, учат этим жизненным и вечным потребностям, и которые вот уже около полувека являются самым надёжным религиозным трудом, удостоенным большого одобрения и доверия. Сейчас, вместе с объяснением, почему наша первая лекция посвящена вере (иман), мы дадим краткие сведения об этих книгах и об их авторе.

В этом веке враги религии и, [в частности], Ислама первым пунктом своей программы сделали ослабление основ веры и её разрушение. Эти покушения на столпы веры, лицемерно происходящие под разными масками в невиданном в истории виде, были очень страшными и разрушительными особенно в последние двадцать пять лет.

Между тем, сомнения или отрицание одного из столпов веры (имана) гораздо более опасны и вредны, чем небрежность во второстепенных вопросах религии. Поэтому сейчас важнейшим делом является укрепление, усиление и спасение веры путём обращения её из подражательной в осознанную.  Более всего остального заниматься основами веры стало твёрдой необходимостью, безотлагательной потребностью и даже обязанностью как в Турции, так и во всём исламском мире.

Если у здания ослаблен фундамент, то могут ли ремонт и внутренняя отделка спасти его от разрушения?! Какую пользу для жизни засыхающего дерева, корни которого погибают, может принести лечение его ветвей и листьев?!

Человек это некое здание, подобное дворцу, а его фундамент – столпы веры. Также, человек является неким деревом, корни которого – основы веры. Самый важный из столпов веры – вера в Аллаха. Затем — вера в пророков и в Судный день (Воскрешение). Поэтому знание, которым человек должен постараться овладеть в первую очередь, – знание веры. Основой всех знаний, их царём является знание о вере (иман).

Вера состоит не только из некоего общего подтверждения — она заключает много уровней. Подражательная вера — особенно под бурями нынешних заблуждений и распутства — быстро угасает. Осознанная же вера является непоколебимой и неугасаемой силой. Иман (вера) и Ислам того, кто обладает осознанной верой, даже под натиском ужасных ураганов неверия останутся непоколебимыми, и те ураганы будут бессильны перед мощью этой веры. Даже самые безбожные философы не смогут повергнуть в сомнения того, кто обрёл истинную, осознанную веру.

Так вот, основываясь на этой истине, мы увидели, что необходимо постоянно, усердно и с глубоким вниманием читать книги, которые, преподавая урок осознанной веры и укрепляя её, заключают в себе истины Корана и имана (веры), возносящие человека к вечному благополучию и счастью. В противном случае, человек нашего времени, несомненно, попадёт в ужасную беду и в этом мире, и в мире вечном. Поэтому наш единственный спасительный выход – ухватиться за высокое толкование Мудрого Корана, объясняющее его благородные аяты, касающиеся веры, а также аяты, обращённые к нашему веку. А теперь, по вашим лицам, источающим светлое волнение, становится понятно, что в ваших сердцах возник вопрос: “А есть ли в настоящее время такое толкование?”.

Мы с большим вниманием и тщательностью искали труд, полностью отвечающий этим нуждам и, в конце концов, пришли к убеждению, что трудом, который послужит кораническим путеводителем и совершенным наставником для всех мусульман и для всего человечества, являются книги ,,Рисале-и Нур” Бадиуззамана Саида Нурси. Вместе с нами об этом свидетельствуют сотни тысяч тех, кто с помощью этих книг спасает свою веру.

Итак, мы приняли за основу, что автор толкования Корана, которое в двадцатом веке будет исполнять обязанность всецелого и всеобщего путеводителя, должен обладать нижеследующими особенностями, и мы увидели, что Бадиуззаман Саид Нурси и его книги ,,Рисале-и Нур” в полной мере заключают их в себе.

Первая особенность. Автор этого труда должен взять себе в учителя только лишь Мудрый Коран.

Вторая особенность. Мудрый Коран – священная книга, заключающая в себе истинные знания. Это извечная проповедь, наставляющая все слои человечества во все времена. Поэтому, комментируя его, чтобы изложить истину в чистом виде и таким образом сделать истинное толкование, толкователь не должен пребывать под воздействием своих личных взглядов и принципов и не должен примешивать к этому свои чувства. И чтобы в полной мере раскрыть смыслы Корана, необходимо, чтобы толкователь обладал компетентностью в каждой науке, широким мышлением, проницательным взглядом и совершенной искренностью, а также чтобы он был великим гением и обладал проницательной, глубокой способностью к выведению решений на основе Корана и Сунны (иджтихад — прим.пер.).

Третья особенность. Для того, чтобы толкование Корана было написано с полной искренностью, его автор не должен преследовать какой-либо материальной или духовной выгоды, кроме довольства Всевышнего. И это высокое состояние должно прослеживаться в биографии этого человека.

Четвёртая особенность. Одним из самых больших чудес Корана является сохранение им актуальности, а также то, что у него всегда имеется сторона, отвечающая нуждам каждого века так, словно он ниспослан именно для этого века.

Итак, в толковании, написанном в это время, должна быть раскрыта та сторона Мудрого Корана, которая обращена к нашему веку, и при этом она должна быть разъяснена и доказана в таком виде, который был бы полезен для всех слоёв человечества — от простых людей до учёных мужей.

Пятая особенность. Толкователь должен преподнести истины Корана и имана, доказывая их неопровержимыми доводами и аргументами, то есть за основу он должен принять позитивизм.

Шестая особенность. Урок истин Корана должен быть в такой степени сильным, настолько красноречивым, проникающим и воздействующим, чтобы суметь осветить и удовлетворить разум, сердце, душу и совесть, а также подчинить нафс и заставить замолчать даже дьявола.

Седьмая особенность. Избавляя от таких плохих и препятствующих постижению истин черт, как эгоизм, гордыня, самодовольство и тщеславие, этот урок должен наделить человека такими высокими и прекрасными нравами, как скромность и смиренность.

Восьмая особенность. Для учёного, толкующего Благородный Коран, является условием следование Сунне Почтеннейшего Посланника Аллаха (мир ему и благо) и действие в согласии с путём Ахл-и Сунна валь-Джамаа, отдалённость от мирского и обладание богобоязненностью, величайшими искренностью и стойкостью в служении религии, великими верностью, преданностью и самоотверженностью, а также бережливостью и довольством.

Одним словом, этот толкователь должен быть таким служителем Корана, который в своём толковании отражал бы великую богобоязненность и поклонение Посланника Аллаха (мир ему и благо), а своим духовным состоянием отражал бы его святость.

Девятая особенность. Толкователь, излагая вопросы Корана и шариата, должен быть обладателем исламских мужества и смелости, не принимающим во внимание каких бы то ни было давления и гнёта, не дающим фетвы ни под каким воздействием и, не боясь смерти, говорящим истину с силой веры, противостоящей всему миру.

(Рисале-и Нур, ‘СЛОВА‘)

2 часть

3 часть

4 часть

5 часть