…человек подобен некоему семени, которому от Могущества даны внутренние и важные системы и от Предопределения – тонкая и ценная программа, чтобы оно, функционируя под землёй и, наконец, выйдя из того тесного мира на просторный мир атмосферы, языком заложенных в нём способностей, прося от своего Создателя воплотить себя в полноценное дерево, достигло соответствующего себе развития. Если же это семя из-за своей неполноценности будет использовать данные ему внутренние системы на поглощение под землёй некоторых вредных веществ, тогда оно, в этом тесном месте, испортившись за короткое время, бесполезно сгниёт. Если же это семя, повинуясь созидательному закону فَالِقُ الْحَبِّ وَالنَّوٰى «…Аллах – дающий путь зерну и косточке…» (Коран, 6:95), положительным образом будет использовать свои внутренние системы, тогда посредством воплощения в дальнейшем в большое плодоносное дерево (которое выйдет из того тесного мира) его маленькая ограниченная сущность воплотится в образ некой большой многогранной реальности. И вот точно так же, в сущность человека от Могущества вложены важные инструменты и от Предопределения – ценнейшие программы. Если человек в этом тесном бренном мире под грунтом земной жизни будет использовать свои духовные инструменты, способности на удовлетворение своих страстей, тогда он, подобно испорченному семени, разложившись и сгнив в короткой жизни, в тесноте и в томлении ради каких-нибудь куцых наслаждений, покинет сей мир, взвалив моральную ответственность на свою несчастную душу.
Если же человек, взращивая это семя своих дарований на почве поклонения, поливая водою Ислама, освещая светом Веры, обратит – следуя предписаниям Корана – его духовные инструменты к их истинным предназначениям, то, несомненно, он станет неким ценнейшим семенем, содержащим в себе зачатки некой непреходящей реальности и некого вечного дерева, которое в мире Мисаль и Барзах пустит ветви и разрастётся, а в Потустороннем мире (Ахират) и в Раю станет средоточием для бесчисленных ценностей и благ; а также будет неким великолепным механизмом и благословенным, и светлым плодом этого древа вселенной.(Рисале-и Нур: ‘Двадцать третье Слово‘)