Да, действительно, по изложению ясных аятов Корана очевидно, что каждое создание во Вселенной прославляет своего Творца и совершает Ему своё своеобразное поклонение, и что из всей вселенной к Обители Всевышнего восходит одна лишь молитва, обращение (ду’а) к Нему.
Это обращение совершается или языком (посредством) способностей (как, например, обращения к своему Творцу всех растений и животных, каждое из которых посредством заложенных в них способностей просит от Всемилостивого Господа воплощения в какую-либо форму и желает достичь раскрытия в себе Его Божественных Имён).
Или же это обращение языком естественных потребностей(т.е. обращения к Творцу всех живых существ относительно своих насущных потребностей, которые они не в состоянии обеспечить. Каждое из них для сохранения своей жизни этим языком естественных потребностей обращается к Абсолютно Щедрому, чтобы Он удовлетворил их средствами к существованию).
Или же это зов, вызванный крайней необходимостью (каждое живое существо, обладающее душой, оказавшись в затруднении, в целях спасения взывает о помощи, ищет прибежища у своего неведомого покровителя – несомненно, оно обращается к Своему Милосердному Господу). Эти три вида просьб-обращений к Аллаху, при отсутствии каких-либо препятствий, всегда исполняются.
Четвёртый вид, самый известный – это наша молитва (просьба, обращение). Она подразделяется на два вида. Первый вид – основан на действиях. Второй – обращение сердцем и речью.
Например, обращение к причинам (т.е. их осуществление) – это молитва действиями (обращение к Аллаху посредством действий). Совокупность причин нужна не для создания результата, а для того, чтобы войти в некое соответствующее положение благословимое Всевышним – и языком своего состояния просить у Него результата. Даже пахота земли является стуком во врата сокровищниц Милости. Благодаря тому, что обращения (ду’а)такого рода, основанные на действиях, обращены к Именам Абсолютно Щедрого, в большинстве своём они удостаиваются исполнения.
Второй вид – это мольба языком и сердцем. Это – просьба об исполнении тех желаний, которые человек бессилен осуществить. В этой молитве самым главным аспектом, наилучшей целью и самым сладким плодом является то, что человек, обращающийся к Господу, понимает: есть Тот, Который знает то, что происходит у него на душе. Может исполнить всё. Может осуществить любое его желание… проявить милосердие его слабости… оказать помощь его бедности.
Итак, о слабый и бедный человек! Не упускай из рук такую возможность, как молитва, которая служит ключом к сокровищницам Милости и является средоточием неиссякаемой силы. Обратись к ней, поднимись на высшую ступень человечности. Как некий глава включи в свою молитву все молитвы вселенной. Кaк великий раб и всеобщий представитель обратись к Господу: اِيَّاكَ نَسْتَعٖينُ «Лишь Тебя мы просим о помощи!» (Коран, 1:5), и будь прекраснейшим творением Вселенной!
(Рисале-и Нур: ‘Двадцать третье Слово‘)