Как верующие относятся к жизни и к смерти? [аудио,видео]

 

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحٖيمِ

اِنَّا جَعَلْنَا مَا عَلَى الْاَرْضِ زٖينَةً لَهَا لِنَبْلُوَهُمْ اَيُّهُمْ اَحْسَنُ عَمَلًا ۞ وَاِنَّا لَجَاعِلُونَ مَا عَلَيْهَا صَعٖيدًا جُرُزًا ۞

وَمَا الْحَيٰوةُ الدُّنْيَا اِلَّا لَعِبٌ وَلَهْوٌ ۞

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»

«Воистину, всё, что есть на земле, Мы сделали украшением для неё, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше. ● Воистину, всё, что есть на земле, Мы превратим в безжизненный песок» (Коран, 18:7-8). ● «Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха…» (Коран, 6:32).

Милостивый Создатель, Щедрый Кормилец, Мудрый Творец, сотворив этот свет для мира душ и духовных созданий как некий праздник и как некое торжество, украсил его удивительными узорами Своих имён, и каждую душу — малую или большую, высокую или низкую — одел в соответствующее ей тело, оснащённое разными чувствами, с помощью которых душа могла бы пользоваться на этом празднике разнообразными бесчисленными благами и дарами. Он даровал ей телесное бытие и отправил на это зрелище.

Также, поделив этот весьма широкий, с точки зрения времени и пространства, праздник, на такие части, как столетия, годы, сезоны и даже дни, Он сделал каждый век, каждый год, каждый сезон и даже, в некотором смысле, каждый день и каждую часть света отдельным высоким праздником и своеобразным торжественным парадом для каждого рода одушевлённых созданий и растительных творений. И особенно на поверхности земли, особенно весной и летом, для родов маленьких творений созданы настолько пышные, следующие друг за другом, праздники, что духовные существа и ангелы, находящиеся на высоких уровнях, видят в этом привлекательность, притягивающую их взоры. И для мыслящих людей это становится настолько приятным размышлением, что разум не в силах описать!

Однако на том же Божественном угощении и на том же Господнем празднике, против проявлений таких имён Аллаха, как Всемилостивый и Дающий жизнь, выходят такие Его имена, как Сокрушающий и Дающий смерть, неся с собой разлуку и смерть. Внешне это не соответствует всеохватной милости, выраженной в аяте:

وَسِعَتْ رَحْمَتٖى كُلَّ شَىْءٍ

«Моя милость объемлет всякую вещь» (Коран, 7:156).

Но в действительности есть несколько сторон, соответствующих этому. Одна из них такова, что Щедрый Творец, Милостивый Создатель, по завершении торжественного парада каждого рода созданий и после проявления результатов, которые были целью того парада, милосердно внушает большинству созданий отвращение к этому миру и усталость от него, дарует им желание отдохнуть и уйти на покой в другой мир, а во время освобождения от обязанностей жизни — пробуждает в их душах склонность и стремление к переселению на истинную Родину.

И подобно тому как бесконечная милость Всемилостивейшего дарует простому рядовому, погибшему в битве при исполнении воинского долга, степень шахида и награждает принесённого Ему в жертву барана, давая ему на Том Свете материальное вечное тело и делая его для своего хозяина подобным Бураку средством передвижения по мосту Сырат, точно так же этой неиссякаемой сокровищнице милости соответствует то, чтобы у неё и для других одушевлённых существ, для других животных, которые гибнут при исполнении своих естественных обязанностей, порученных Господом, и которые подчинены Божественным повелениям и испытывают сильные тяготы, находились бы соответствующие их службе духовные поощрения и соответствующие их способностям духовные награды, дабы они не слишком страдали от ухода из этого мира, а скорее были бы довольны.

لَا يَعْلَمُ الْغَيْبَ اِلَّا اللّٰهُ

«Никто не знает скрытого, кроме Аллаха.» (Коран, 27:65)

Но тому, кто занимает наиболее почётное место среди всех одушевлённых творений и, с точки зрения качества и количества, больше всех пользуется благами на тех праздниках, тому, кто является горячо влюблённым в этот мир и очарованным этим миром, то есть человеку, даётся состояние отвращения к этому миру и горячее стремление к переселению в мир вечности, что является знаком милости. Человек, не задушивший свою человечность заблуждением, воспользуется этим состоянием, покидая это место со спокойным сердцем.

В качестве примера рассмотрим пять из многих сторон, ведущих к этому состоянию.

  • Первая сторона. С приходом к человеку старости показывая ему над прекрасными и притягательными мирскими вещами печать тлена и гибели, а также их горькую суть, заставляя человека содрогнуться от этого мира, она вынуждает его искать вместо бренного нечто вечно желанное.
  • Вторая сторона. Поскольку девяносто девять из сотни тех, кого любит человек и с кем он связан, покинув сей мир, переселились на тот свет, то, по причине его к ним серьёзной любви даровав ему стремление уйти туда, куда ушли его любимые, она даёт ему возможность радостно встретить смерть и всё что с ней связано.
  • Третья сторона. По причине событий, происходящих в жизни человека, она даёт ему ощутить бесконечную слабость и бессилие, тем самым показывая, насколько тяжки груз жизни и условия существования, пробуждает сильное желание отдыха и покоя, а также искреннее стремление к уходу в Иной мир.
  •      Четвёртая сторона светом веры показывает верующему, что смерть – это не казнь, а смена местонахождения, что могила – не мрачная пасть некоего колодца, а врата светлых миров и что этот мир, со всем своим великолепием, в сравнении с потусторонним миром подобен тюрьме. Нет сомнений, что выход из темницы этого мира к садам Рая и переход из тесного и шумного мира телесной жизни в мир спокойствия и в места полёта душ, а также избавление от суматошного шума созданий и уход для встречи со Всемилостивейшим — это путешествие, желаемое всем сердцем, а скорее даже истинное счастье.
  • Пятая сторона. Человеку, слушающему Коран, полный света и знания истины, Аллах сообщает о сути этого мира, давая понять, насколько бессмысленной является любовь и привязанность к нему. Иными словами, говорит и доказывает человеку:

,,Этот мир – Божественная книга, слова и буквы которой указывают не на самих себя, а на суть, качества и имена Другого. И коль так, то познай её и ухватись за её смыслы, а узоры оставь и ступай дальше!

Мир — это своего рода пашня. Засей, затем собери урожай и сохрани его, а мусор и шелуху отбрось, не придавай им значения!

Мир есть некое собрание зеркал, непрестанно сменяющих друг друга и уходящих. В таком случае познай Того, Кто отражается в них, узри Его свет, осмысли отражения Его имён, выражающиеся в тех зеркалах, прояви любовь к их носителю и оборви связь с теми исчезающими и бьющимися кусками стекла!

Мир — странствующий рынок, так что занимайся своей торговлей и не изнуряй себя напрасной беготнёй за караванами, уходящими от тебя и не желающими тебя знать!

Мир — временное место зрелищ, и поскольку это так, то взгляни на него осмысленным взором! Смотри не на его неприятную, на внешний взгляд, сторону, но приглядись к скрытой прекрасной стороне этого мира, обращённой к Вечно Прекрасному! Соверши приятную, полезную прогулку и возвращайся! И не плачь как неразумное дитя из-за исчезновения завес, подобных киноэкранам, на которых показываются прекрасные панорамы и разные красоты, не переживай из-за них!

Мир — гостиница. Поскольку это так, то ешь и пей в кругу дозволенного гостеприимным, щедрым Хозяином, построившим её, и будь благодарен Ему! Трудись и действуй в кругу Его законов. Затем, не оглядываясь, выходи и иди дальше. Не вмешивайся излишне не в свои дела, не трать бессмысленно силы на уходящие от тебя и не принадлежащие тебе вещи, не задохнись, увязнув в бренных делах!»

Показав тайны сути этого мира посредством многих истин, подобных этим, пятая сторона серьёзно облегчает расставание с этим миром, а духовно прозревшим даже даёт это полюбить, и показывает, что в каждой вещи, в каждом деле и событии присутствуют следы милости.

Итак, подобно тому как Коран указывает на пять этих сторон, также он указывает и на другие, особые стороны.

И горе тому, кто не извлечёт никакого урока из этих ,,пяти сторон»!

(Рисале-и Нур: ‘Семнадцатое Слово‘)