Вера – как будто некий свет. Она освещает человека, даёт возможность прочесть всю Божественную запись в нём. Так же она освещает и Вселенную. Прошлое и будущее освобождает от мрака. Эту тайну раскроем на одном примере, который я представил, касаясь секрета этого священного аята:
اَللّٰهُ وَلِىُّ الَّذٖينَ اٰمَنُوا يُخْرِجُهُمْ مِنَ الظُّلُمَاتِ اِلَى النُّورِ
«Аллах — друг тех, которые уверовали: Он выводит их из мрака к свету» (Коран, 2:257).
Мне представился следующий эпизод: противоположно друг к другу расположены две высокие горные вершины, над которыми построен ужасающий мост. Под мостом – очень глубокое ущелье. Я нахожусь на этом мосту. Кругом темно, всё окутано плотной мглой. Я посмотрел направо и увидел вo тьме некое огромное кладбище, т.е. мне так представилось. Посмотрел налево, и я будто увидел, что среди волн страшного мрака надвигаются грозные бури, большие несчастья. Посмотрев вниз, мне показалось, что я вижу очень глубокую пропасть. Против этой страшной темноты был у меня слабенький карманный фонарик. Я воспользовался им. При несовершенном его свете присмотрелся, и мне представилась ужасная картина. И даже на находящемся передо мной конце моста и в округе мне показались такие страшные драконы, звери, хищники, что я подумал: “Лучше бы не было этого карманного фонаря, лучше бы я не видел эти ужасы!”. В какую бы сторону я не направлял свой фонарь, меня охватывал подобный ужас. “Ох! Этот фонарь – горе на мою голову”,– разозлился я… и бросил свой карманный фонарик на землю, разбил его. Как будто бы в результате его поломки я коснулся кнопки большого прожектора, освещающего весь мир, и мгновенно мрак исчез. Всё кругом озарилось светом этого прожектора, и он выявил истинное положение вещей. Смотрю: увиденный мною мост – это некий проспект в долине в очень аккуратном месте. А увиденное с правой стороны огромное кладбище от начала до конца представляло собой прекрасные зелёные сады, где людские собрания, возглавляемые светлыми, благословенными людьми, занимаются поклонением, службой, беседой, восхвалением Господа.
А пропасти и вершины гор с левой стороны казались мне бурными и клокочащими – теперь же издалека я увидел, что за украшенными, приятными, привлекательными горами находятся грандиозные дворцы пиршеств и угощений и великолепные места для прогулок и отдыха. Я увидел, что те создания, которые представлялись мне как страшные звери и драконы, являлись обычными домашними верблюдами, быками, стадами овец и коз. Сказав: اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ عَلٰى نوُرِ الْاِيمَانِ «Слава Аллаху за свет веры», я прочитал этот благословенный аят:
اَللّٰهُ وَلِىُّ الَّذٖينَ اٰمَنُوا يُخْرِجُهُمْ مِنَ الظُّلُمَاتِ اِلَى النُّور «Аллах — друг тех, которые уверовали: Он выводит их из мрака к свету»(Коран, 2:257), и очнулся от этого видения.
Итак, те две горы – начало и конец жизни, т.е. настоящий и загробный мир (Барзах). Тот мост – дорога жизни. Правая сторона – это прошлое. Левая – будущее. Карманный фонарь – это эгоистичное человеческое “я”, надеющееся на свои познания и не внимающее Божественному откровению. А тем, что представилось в виде хищных зверей, являются различные явления мира и его удивительные создания.
Так вот, самонадеянный человек, впавший во тьму беспечности (гафлет) и охваченный мраком заблуждения подобен моему первому состоянию в том, представившемся мне эпизоде: он сквозь призму несовершенных и ложных познаний, выступающих в качестве того карманного фонаря, прошлое видит в виде огромного кладбища и во мраке небытия. Будущее же он увидит очень тревожным и пугающим, где всё происходит случайно, стихийно.
А каждое из явлений и созданий мира, являющихся покорными служащими одного Мудрого и Милосердного, ему представятся в виде некого вредного хищника. Таким образом, это эгоистичное человеческое “я”, надеющееся на свои познания и не внимающее Божественному откровению, приведёт человека в состояние, на которое указывает этот аят:
وَالَّذٖينَ كَفَرُٓوا اَوْلِيَٓاؤُهُمُ الطَّاغُوتُ يُخْرِجُونَهُمْ مِنَ النُّورِ اِلَى الظُّلُمَاتِ
«А те, которые неверны, друзья их – идолы; они выводят их от света к мраку» (Коран, 2:257).
Если же человек постигнет Божественную Истину, и в его сердце проникнет иман (вера), и если разрушится его упрямство, и он внимет Божественной Книге, тогда он уподобится второму моему состоянию в том эпизоде. В этом случае мир мгновенно озарится как день и наполнится Божественным Светом. Вселенная же языком фактов выразит аят:
اَللّٰهُ نُورُ السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ
«Аллах – свет небес и земли…» (Коран, 24:35).
В таком случае прошлое представится для человека не как огромное кладбище, а скорее всего, глазом души он увидит, как в каждом веке прошлого с окончанием прижизненных обязанностей со словами:اَللّٰهُ اَكْبَرُ «Аллах Велик», улетают в высшие миры и переходят в будущее собрания чистых душ, исполнивших свой долг поклонения во главе с каким-нибудь пророком или святым.
Посмотрев же налево, за громадными, как горы, некоторыми трансформациями, связанными с переходом в Иные миры (Барзах и Ахират), благодаря тому свету веры издалека различит Божественные угощения, приготовленные во дворцах блаженства среди Райских садов.
Ураганы, землетрясения, эпидемии и подобные им явления он знает как покорных служащих Господа. А в таких явлениях, как весенние грозы и дожди, он видит средоточие внешне жёстких, но, по сути, очень тонких и нежных мудростей. И даже смерть для него – это преддверие Вечной жизни, а могила – врата к вечному блаженству. Другие аспекты и истинное положение вещей сопоставь с примером.
(Рисале-и Нур: ‘Двадцать третье Слово‘)