Тафсиры бывают двух видов.
Первый вид тафсира – это известные толкования, излагающие, объясняющие и доказывающие смыслы фраз, оборотов, предложений Корана.
Второй вид тафсира – это тафсиры, излагающие, объясняющие и доказывающие коранические истины веры посредством мощных доводов. Этот вид имеет очень большую важность. Первые, известные толкования порой вкратце содержат этот вид. Итак, “Рисале-и Нур” – это толкование смыслов Корана, берущее за основу второй вид тафсира и бесподобным образом отвечающее на критику даже самых ярых философов. В виде, далёком от субъективных взглядов и соображений, он рационально и объективно объясняет и доказывает истины Корана, преподнося их человечеству.
Тафсир “Рисале-и Нур”, объясняющий и доказывающий истины Корана в соответствующем естественным наукам виде, ясно и твёрдо отвечает на такие важнейшие для каждого вопросы, как: ,,Кто я?”, ,,Откуда я пришёл?”, ,,Куда уйду?”, ,,Каковы мои обязанности?”, ,,Откуда и куда движутся творения?”, ,,В чём суть творений?”, – просвещая и удовлетворяя души и умы.
“Рисале-и Нур” решил и раскрыл около сотни загадок религии и коранических истин, из-за непонимания которых многие впадали в сомнения и, будучи не в состоянии избавиться от колебаний, порой теряли веру. Теперь же, после раскрытия этих загадок, если даже соберутся все атеисты, они не смогут одержать верх.
Книги “Рисале-и Нур” образовали великую, прочную, нерушимую стену на пути распространения безбожия. Неопровержимыми доказательствами, логичными и разумными доводами ,,Рисале-и Нур” убеждает даже самых ярых неверующих философов в невозможности, ложности и неприемлемости материализма и натурализма, противостоящих религии.
В книгах “Рисале-и Нур” автор коснулся самых важных тем, относящихся к вопросам религии, общественной жизни, морали, воспитания, права, философии и тасаввуфа, необыкновенно преуспев в каждой из них. Самое удивительное, что сложнейшие вопросы, отвечая на которые многие учёные свернули на опасные пути, он разрешил в доступной форме и самым убедительным образом, следуя светлому пути учёных-суннитов.
Например, в вопросе телесного воскрешения, в “Рисале-и Нур” бесподобным, общедоступным образом, благодаря свету Корана, разумно доказана истина, о которой даже такой гений философии, как Ибн Сина, сказал: “Воскрешение это то, что нам достоверно передано (накль). Мы верим в него, но разумом его не постичь”.
Если бы двери могилы были заперты и человек оставался бы на этом свете навсегда, тогда у него были бы исключительно мирские обязанности. Но ежедневная смерть сотен тысяч людей и их уход из этого мира в мир вечный свидетельствует о существовании более важных, нежели мирские, обязанностей. И “Рисале-и Нур”, раскрывая истины Корана, доносит до людей смысл этих обязанностей. Да, в “Рисале-и Нур” есть много таких глав, как: “Двадцать девятое Слово”, раскрывающее загадочный смысл этой Вселенной и тайну того, откуда пришли и куда направляются существа, а также что с ними будет; “Тридцатое Слово”, раскрывающее суть человеческого эго и разрешающее загадку движения и преобразования частиц; “Двадцать четвёртое Письмо”, раскрывающее удивительный секрет созидания и деятельности в этой Вселенной, происходящих среди непрерывной гибели и тлена; “Двадцатое Письмо”, раскрывающее и объясняющее глубочайшую и важнейшую суть Единобожия, а также доказывающее, что воскрешение человечества является таким же лёгким, как оживление одной мухи; ,,Двадцать третье Сияние”, называемое “Трактатом о Природе”, разрушающее идеи натурализма и материализма…
Для людей, отрицающих Божественность и не верящих ни во что, кроме того, что доступно их взору, “Рисале-и Нур” показывает эту Вселенную и материальный мир в виде бесчисленного множества доказательств существования и единства Творца, а также бытия Иного мира и вечной жизни.
На пристрастные возражения философов Европы и их последователей, не понявших смыслов некоторых переносных аятов и хадисов, “Рисале-и Нур” даёт разумные и логичные ответы, доказывая, что каждый из тех аятов и хадисов является отдельным чудом. Таким же образом, “Рисале-и Нур” под корень рубит сомнения, исходящие от современной науки и философии. При этом, “Рисале-и Нур” следует конструктивному методу.
Ещё одной особенностью является то, что “Рисале-и Нур” преподаёт конструктивный урок без упоминания пороков и исцеляет без нанесения ран, тем самым устраняя сомнения, отвечая на все приходящие на ум вопросы, вразумляя нафс и убеждая сердце.
Вера (иман) заключается не только в кратком познании и подтверждении столпов веры. У неё имеется много уровней. Подражательная вера, в особенности в наше время, перед натиском безбожия и заблуждений быстро ослабевает, но вера убежденная, осознанная является непоколебимой, негаснущей силой. “Рисале-и Нур”, давая знания об убежденной, осознанной вере, укрепляет веру человека и направляет его к счастью и благополучию в обоих мирах. Знания же делятся на два вида. Для одного вида знаний достаточно лишь однократного изучения и повторения. Однако, другой вид знаний подобен хлебу и воде: в них человек нуждается постоянно. Знания о вере относятся ко второму виду.
Также будет полезно отметить, что, как и всякой науке, знаниям о вероубеждении свойственны определённые понятия и термины. Их познание требует от нас постоянного и внимательного чтения книг. Усердное чтение этих книг, ведущих к счастью в обоих мирах, приводит к осознанному познанию веры. Благородный Коран повелевает читать, а Пророк призывает к “приобретению знаний от колыбели до могилы”.
“Рисале-и Нур” понятен и доступен самым разным слоям общества. Читать его и извлекать из него пользу в соответствии со своими способностями могут как школьники и студенты, так и учёные с философами. Просвещённые слои извлекают из него необыкновенную пользу и подтверждают его необычайность и высочайший научный уровень. Такой популярности не наблюдалось у трудов ни одного психолога, социолога или философа. Извлечь пользу из их работ могли лишь люди с соответствующим образованием. Дети, учащиеся в школе, не в состоянии извлечь пользу из труда какого-либо крупного ученого. Однако каждый, исходя из своих способностей, может извлечь пользу из “Рисале-и Нур”. Разумеется, не всякий поймёт абсолютно все вопросы, освещаемые в трудах ,,Рисале-и Нур”, однако никто не останется без пользы. Это подобно тому, как некто, вошедший в большой сад, не в состоянии дотянуться до каждого плода, но ему достаточно тех плодов, до которых он дотянулся. Ведь этот сад не только для него, но и для тех, чьи руки длиннее.
Обучение “Рисале-и Нур” является необыкновенным, оригинальным, беспримерным. По сути, любое образование ставит целью ту или иную материальную выгоду или мирское положение. Большинство научных дисциплин изучаются для достижения каких-либо материальных благ и почёта, да и то зачастую это требует недюжинных усилий. Однако “Рисале-и Нур” это своего рода свободный университет, в котором изучение уроков посредством чтения этих трудов не преследует никакой иной цели, кроме служения вере и довольства Всевышнего. Несмотря на отсутствие материального интереса, книги “Рисале-и Нур”, являющиеся серьёзными научными и религиозными трудами, изучаются с такими великими воодушевлением и любовью, с таким бесконечным удовольствием, что пробуждают в своих преданных читателях желание неустанно их перечитывать. И поскольку, согласно благородному хадису Пророка (мир ему и благо), те учёные, которые не стремятся к роскоши и страстям этого мира, являются самыми верными наследниками пророков, то и “Рисале-и Нур” можно считать настоящим наследником.
Мир, по мнению многих философов и учёных, находится на пороге совершенно нового этапа. Мир находится в поисках света. И сегодня, на наш взгляд, явно видно, что поэт истины Мехмет Акиф, говоря:
,,Отправь нам свет, о Аллах, ведь прошли уже века!
Народ, задыхаясь во мраке, ждёт зари на горизонте.”,
– указывает на этот Свет…
***
Некоторые примеры тем и вопросов, раскрываемых в «Рисале-и Нур»