Однажды, из-за моей усиленной жалости, чрезмерного сострадания и чувства переживания, я испытал огорчение за положение живых созданий, особенно за разумных из них, особенно за людей и особенно за угнетённых и попавших в беду. В душе я сказал: “Ни монотонные законы, действующие в мире, не слышат страданий этих слабых и бессильных бедняг, ни наводняющие и глухие стихии и события не слушают их”. Моя душа до самой своей глубины рыдала, вопрошая: “Нет ли кого-то, кто сжалившись над их горьким положением, проявит участие в их частных делах?” Моё сердце изо всех сил причитало: “Нет ли у этих очень прекрасных слуг, очень ценных вещей и очень любящих и признательных друзей какого-то хозяина, обладателя и друга, который бы смотрел за их делами, защищал их и покровительствовал?”
Итак, ответ который успокоил плач моего сердца и рыдание моей души, который удовлетворил их и был полностью им достаточен, таков: С помощью секрета Корана и света веры я понял, что согласно сути единобожия, к каждому из тех Своих любимых рабов, плачущих и стонущих под гнётом всеобщих законов и натиском обстоятельств, Всевышний Создатель, являющийся Милостивым и Милосердным, поверх тех законов, проявляет особую заботу, и Он лично следит за всем, что имеет отношение к каждой вещи, и лично выслушивает жалобы каждого создания, и является истинным Хозяином, Владельцем и Покровителем всякой вещи. Тогда вместо того бескрайнего отчаяния, я ощутил безграничную радость. И в моих глазах каждое живое существо, посредством связи с Таким Всевышним Хозяином и в отношении принадлежности Ему, обрело тысячекратно большую важность и цену.
Ведь, поскольку каждому льстит слава его господина и положение того, кому он принадлежит, и он испытывает от этого некую гордость, то, конечно, с развитием благодаря свету веры этой связи и принадлежности, с силой этой связи, некий муравей повергает фараона, и с почётом этой связи, может испытывать гордость, как тысяча тех фараонов, беспечных и считающих себя ничейными и хозяевами самих себя и гордящихся своими предками и царством Египета, и гордость которых гаснет в дверях могилы. А также простая муха, показав почётность своей связи, может опустить в ничто гордость Намруда, обращающуюся в мучения и стыд с наступлением предсмертной агонии.
Так вот, аят:
اِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظٖيمٌ
“Ведь многобожие – великая несправедливость” (Коран 31:13).
сообщает, что в многобожии содержится бесконечная и огромная несправедливость.
Многобожие – это такое преступление, которое покушается на честь и достоинство каждого создания, нарушает его права. Очистит его только Ад.
(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Лучи: Второй луч‘)