С радостью сообщаем, что на нашем Ютуб-канале открылся новый плэйлист “Бадиуззаман Саид Нурси – КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ”, в который по главам (и в конце целым видеороликом) будет загружаться одноименная аудиокнига.
🔹 Читать в ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКЕ
🔹 Читать в GOOGLE PLAY
🔹 Аудиокнига в Телеграм-канале
В контексте обсуждаемого, приведём некоторые фрагменты из ,,Рисале-и Нур”, относящиеся к жизни в Барле.
«,,Как ты поживаешь? Как твоё состояние?”
Ответ.Бесконечно благодарю Всемилостивого и Милосердного Господа за то, что разные виды притеснений со стороны мирских людей Он обратил в разные виды милости. Когда я, отрекшись от политики и отойдя от мирского, пребывая в одной из пещер, погрузился в мысли о вечной жизни, мирские люди отправили меня в ссылку, однако Мудрый и Милосердный Создатель обратил для меня эту ссылку в милость, превратив то моё ненадёжное, с точки зрения искренности, уединение в той пещере, в надёжное и искреннее уединение в горах Барлы. Находясь в плену в России, я вознамерился провести остаток жизни в какой-нибудь пещере и молил об этом. По воле Всемилостивого и Милосердного такой пещерой стала для меня Барла. При этом Он избавил меня от трудностей, связанных с пребыванием в пещере… Мой Милосердный Господь, мой Мудрый Создатель превратил притеснения в милость для меня… Хвала Аллаху в любом состоянии…
…всякое дело, выпавшее на долю человека, происходит по двум причинам: внешней и истинной. Мирские люди стали внешней причиной, приведшей меня сюда, а Божественное предопределение стало истинной причиной, обрекшей меня на это уединение. Внешняя причина обошлась со мной не по праву; истинная же свершила справедливость. Внешняя причина, думая: “Этот человек слишком рьяно служит религии и знанию, и может помешать нашим мирским делам”, – сослала меня, тем самым в трёх отношениях совершив несправедливость. Божественное же предопределение увидело, что я не могу служить религии и знанию поистине, со всей искренностью и приговорило меня к этой ссылке, обратив их несправедливость в многостороннюю милость. И поскольку судьёй здесь является Предопределение, и оно справедливо, то обращаюсь я к нему…
,,Почему ты настолько безразличен к мирской политике и, вне зависимости от происходящих в мире событий, не меняешь свою позицию? Может, тебе нравится происходящее или же ты молчишь из опасений?”
Ответ. Служение Мудрому Корану строго запрещает мне приближаться к миру политики. Оно не даёт мне даже думать об этом. Не будь оно так, сама моя жизнь свидетельствует о том, что страх не мог и не может удержать меня от следования принципам, которые я считаю истинными. Да и чего мне бояться?! С этим миром меня ничто не связывает, кроме смерти. У меня нет семьи и детей, о которых бы я думал; нет имущества, за которое я бы беспокоился; нет династического почёта, за который нужно было бы переживать. Я выражаю благодарность не тем, кто помогает мне сберечь мирской почёт, состоящий из лицемерной славы, но тем, кто помогает разрушить его. Остаётся лишь моя смерть, а она – в руках Всемогущего Создателя. Кто может её ускорить, когда время ещё не пришло? Ведь мы из тех, кто предпочитает смерть в достоинстве, нежели жизнь в унижении. Один человек, подобный “Прежнему Саиду”, сказал:
وَ نَحْنُ اُنَاسٌ لَا تَوَسُّطَ بَيْنَنَا ۞ لَنَا الصَّدْرُ دُونَ الْعَالَمٖينَ اَوِ الْقَبْرُ
,,Мы – люди, для которых среднего не существует. Мы находимся либо во главе мира, либо в могиле”.
Именно служение Корану запрещает мне думать об общественно-политической жизни человечества.
Жизнь человечества – это своего рода путешествие. Благодаря свету Корана я увидел, что в это время его путь зашёл в некое болото. То падая, то поднимаясь, караван человечества бредёт среди грязной, зловонной жижи. Одна его часть следует по безопасной дороге. Другая часть нашла некоторые средства, в какой-то мере помогающие спастись от грязи и трясины. Большинство же бредёт в темноте через эту грязную, зловонную топь. Двадцать процентов из них, по причине опьянения, посчитали эту жижу благовонием, и мажут ею свои лица. Падают, встают, пока не захлебнутся. Восемьдесят процентов понимают, что это болото, ощущают его грязь и вонь, однако они растеряны, не могут увидеть безопасной дороги.
Итак, в этой ситуации есть два выхода.
Первый: взять дубину и привести тех двадцать процентов пьяных в чувства.
Второй: показав свет, указать тем растерянным благополучный путь.
Я вижу, что восемьдесят [из ста желающих вывести человечество] держат в руке дубину против тех двадцати. Однако тем восьмидесяти процентам несчастных и растерянных бедняг свет никто по-настоящему не показывает. Если и показывает, то поскольку в одной руке у них свет, а в другой дубина, доверия не вызывает. Несчастный человек думает: “Может, он подманивает меня светом, чтобы ударить дубиной”, – и опасается. Порой же бывает, что когда дубина сломается, исчезает или тухнет и свет.
Так вот, это болото – распутная общественная жизнь человечества, полная беспечности и заблуждения. Эти опьянённые – наслаждающиеся заблуждением упрямцы. Растерянные люди – это люди, которым отвратительно заблуждение, но которые не могут из него выйти, которые желают спастись, но не могут найти путь. Растерянные люди… Дубины это политические течения. Свет это истины Корана. Со светом никто драться не станет, с ним не враждуют. Кроме проклятого шайтана, никто не станет питать к нему отвращения. Поэтому и я, для того, чтобы держать в руках Свет Корана, сказав:
اَعُوذُ بِاللّٰهِ مِنَ الشَّيْطَانِ وَ السِّيَاسَةِ
“Прибегаю к Аллаху от дьявола и политики”, – бросив эту дубину политики, двумя руками ухватился за свет. Я увидел, что в политических течениях – и среди сторонников, и среди противников, – есть влюблённые в этот свет. Ни одна сторона, ни одна группа не должны опасаться света и урока Корана, даваемых со степени, которая намного выше всяких политических течений и пристрастий, которая пречиста и далека от всех их корыстных суждений, и не должны обвинять их в чём-либо, если только это не дьяволы в человеческом образе и не хищники в людском обличье, которые становятся на сторону безбожия и ереси, считая это политикой.
Слава Аллаху, благодаря отдалению от политики я избежал обвинений в политической пропаганде и не опустил истины Корана, подобные алмазам, до степени стекляшек. Напротив, с течением времени в глазах всех слоёв народа ценность этих алмазов блестящим образом возрастает.
اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ الَّذٖى هَدٰينَا لِهٰذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِىَ لَوْلَٓا اَنْ هَدٰينَا اللّٰهُ لَقَدْ جَٓاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ
,,Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас. И посланники Господа нашего принесли истину” (Коран 7:43).»