Семнадцатое Окно
اِنَّ فِى السَّمٰوَاتِ وَالْاَرْضِ لَاٰيَاتٍ لِلْمُؤْمِنٖينَ
«Воистину, на небесах и на земле есть знамения для верующих» (Коран, 45:3).
Созерцая летом поверхность Земли, мы видим, как бескрайнее великодушие и абсолютная щедрость, которые в сотворении вещей должны бы вызывать неразбериху и быть причиной беспорядка, находятся в предельной согласованности и гармонии. Вот, погляди на все растения, украшающие лик земли.
Также и абсолютная быстрота созидания, которая должна бы вызывать неуравновешенность и загромождённость, происходит среди совершенной соразмерности. Вот, посмотри на все плоды, нарядившие собой земную поверхность.
И абсолютное изобилие, которое бы должно принижать ценность каждой вещи и даже порождать безобразность, наоборот, видится среди совершенно прекрасного искусства. Вот, посмотри на все цветы, позолотившие поверхность земли!
И абсолютная лёгкость сотворения вещей, которая могла бы породить их безыскусность и примитивность, на самом деле видна среди бесконечной степени мастерства, искусности и тщательности. Посмотри внимательно на все семена и косточки, подобные программам и сундучкам, в которых хранятся системы деревьев и растений земли, как будто это шкатулки с историями их жизней.
И нахождение на большом расстоянии друг от друга, требующее различия и несхожести, видится в абсолютном единстве. Вот, погляди на все виды семян, рассеянных по Земле.
И перемешанность, которая должна бы вызывать путаницу, наоборот, проявляет себя среди совершенной раздельности и различия. Для примера, посмотри на все схожие по составу и брошенные вместе в землю семена, насколько они различны, когда прорастут. Взгляни на чёткое разделение веществ, поступающих в деревья – к листьям, цветам и плодам, а также на расщепление поступающей в желудок перемешанной пищи, которая чётко распределяется в различные органы и клетки согласно их нуждам. Узри среди совершенной мудрости совершенное могущество!
Предельный избыток и дешевизна, которые бы могли уменьшить важность и ценность созданного, по тому, насколько они искусно сотворены, видны на лике земли в предельно ценном и дорогом качестве.
Среди бесчисленных удивительных творений посмотри лишь на разновидности плодов тутовника, которые на скатерти милости земной поверхности являются сладкими гостинцами могущества! Узри среди совершенного искусства совершенную милость!
Итак, на всей поверхности Земли бесконечная дешевизна соотносится с предельной ценностью; и среди той бесконечной дешевизны – вместе с бесконечной перемешанностью и запутанностью виднеется чёткая разделённость и индивидуальность; и среди чёткой разделённостью и индивидуальностью – вместе с большой удалённостью – предельное сходство и подобие; и среди предельного сходства – наряду с крайней лёгкостью и простотой – крайняя тщательность устройства; и в предельной красоте устроенности – вместе с абсолютной скоростью и быстротой – предельная соразмерность, взвешенность и экономность; и среди предельной экономности – вместе с обилием и множеством – превосходная искусность; и среди превосходной искусности – вместе с предельной щедростью – абсолютный порядок… Всё это, как солнечный свет свидетельствует о Солнце, указывает на необходимость существования, совершенство могущества, красоту господства, единство и единственность Всевышнего Обладателя Могущества, Мудрого Обладателя Совершенства, Милосердного Обладателя Красоты. Такое положение проявляет смысл аята:
لَهُ الْاَسْمَٓاءُ الْحُسْنٰى
«У Него самые прекрасные имена» (Коран, 59:24).
Теперь, эй, несчастный, невежественный, беспечный и всему опускающий цену упрямец! Чем можешь ты истолковать эту великую истину? Чем можешь объяснить это предельно чудесное и необыкновенное состояние? Чему можешь приписать эти удивительные искусства? Какую завесу беспечности сможешь набросить на это широкое, как поверхность земли, окно? Чем сможешь закрыть его? Где твоя случайность, где твой неразумный спутник, которого ты называешь природой и которого одобряешь, где этот твой товарищ и опора твоего заблуждения? Разве не является стократно невозможным вмешательство сюда случайности? И разве приписывание даже одной тысячной этих необыкновенных дел природе не является тысячекратно нелепым? Или может у этой безжизненной и бессильной природы внутри каждой вещи есть сделанные из той же самой вещи нематериальные машины и печатные станки, которых столько же, сколько всего есть вещей?..
(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Слова: Тридцать три окна‘)