«Если смотреть взглядом Единобожия…»

В единобожии и единстве Всевышнего проявляется Божественная красота и Господнее совершенство. Если единства не будет, то эта извечная сокровищница останется скрытой. Да, бесконечная красота и совершенство Бога, безграничные прелести и доброта Господа, бессчётные дары и величие Милости Всевышнего и беспредельное совершенство и красота Божественной Самодостаточности видны только лишь в зеркале единства Аллаха и в проявлениях Его имён, посредством единства фокусирующихся на лицах единиц, находящихся на концах ветвей древа мироздания.

Например, если смотреть взглядом единобожия на одно такое частное дело, как отправление беспомощному и бессильному младенцу белого, чистого и свежего молока из неожиданного места, то есть, откуда-то между кровью и нечистотами, то в полном величии становится очевидна негасимая красота Божественной милости в весьма необыкновенном и очень сострадательном всецелом и всеобщем вскармливании сразу всех младенцев и детёнышей, а также в подчинении им их матерей. Если же не смотреть на это взглядом единобожия, то эта красота скрывается, и то частное кормление придаётся причинам, случайности и природе. Ценность его, а скорее его суть полностью утрачивается.

И, например, если смотреть взглядом единобожия на исцеление от некой страшной болезни, то во всеобъемлющем и величественном образе становятся видны красота сострадания и прелесть милосердия Абсолютно Милостивого Господа, проявляющиеся в том, что сразу всем больным, находящимся в этой великой больнице, именуемой Землёй, из великой аптеки, называемой миром, даруются лекарства и исцеление. Если же не смотреть с точки зрения единобожия, то это частное, однако знающее, видящее и разумное дарование исцеления будет придано свойствам неодушевлённых лекарств, слепым силам и бессознательной природе. Полностью вся суть, мудрость и ценность этого исцеления будут потеряны.

В связи с этой темой, изложу одну тонкость пришедшего на память салавата. Итак, у шафиитов очень известен и часто читается в тасбихате после намаза такой салават:

 اَللّٰهُمَّ صَلِّ عَلٰى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلٰى اٰلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ بِعَدَدِ كُلِّ دَاءٍ وَدَوَاءٍ وَبَارِكْ وَسَلِّمْ عَلَيْهِ وَعَلَيْهِمْ كَثٖيرًا كَثٖيرًا

О Аллах! По числу всех болезней и лекарств низведи много-много милости, молитв, благодати и мира на нашего Господина Мухаммада (Мир Ему и Благо) и на его семью!”

Важность этого салавата состоит в том, что поскольку мудрость сотворения и содержательная суть человека заключается в ежеминутном обращении к своему Создателю, в восхвалении Его и благодарении, то лучше всего и наиболее действенно подстёгивают человека и направляют к Божественной Обители такие вещи, как болезни; и подобно этому, с совершенным воодушевлением направляют человека к благодарности и в полном смысле делают его признательным такие, стоящие во главе всех приятных даров вещи, как исцеления, лекарства и здоровье. И по этой причине, этот благородный салават обрёл такое уважение и глубокий смысл. И порой произнося:

بِعَدَدِ كُلِّ دَاءٍ وَ دَوَاءٍ

По числу всех болезней и лекарств”,

я чувствую весьма явное существование, всеобъемлющее сострадание и святое, широкое милосердие Истинного Целителя, сделавшего Земной шар в образе некой больницы и дарующего лекарства для всех физических и духовных болезней и нужд.

И, например, дарование веры и истинного пути человеку, страдающему от ужасной духовной муки заблуждения… Если смотреть взглядом единобожие, то вдруг, этот незначительный, тленный, бессильный человек, становится неким общающимся рабом Создателя, Царя всей вселенной. И посредством этой веры ему даруется бесконечное счастье и царственные, весьма обширные и величавые вечные владения и вечный мир. И в том, что подобно ему все верующие, согласно своим степеням удостаиваются такого великого дара, видна такая извечная прелесть и такая неугасимая красота Щедрого и Благодетельного Господа, что одним сиянием она делает своими друзьями всех уверовавших людей, а некоторых из них делает своими страстными поклонниками. Если же смотреть на это не с точки зрения единобожия, тогда эта единичная вера будет приписана или своему нафсу или же разным причинам, как это сделали деспотичные и самовлюблённые мутазилиты, с чем тот бриллиант милости, цена и стоимость которого равны раю, опустится до степени куска простого стекла и потеряет то, отражающееся в нём сияние святой красоты.

Итак, согласно этим трём примерам, с точки зрения единобожия, в частных состояниях единиц бесконечного множества существ, становятся видны, познаются и подтверждаются, сосредоточенные в них сотни тысяч видов и форм Божественной красоты и совершенства.

(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Лучи: Второй луч‘)