Третий плод
Обращён к разумным созданиям, и особенно к человеку. Да, с секретом единственности человек может стать среди всех созданий обладателем великого совершенства и самым ценным плодом Вселенной, и самым изнеженным и прекрасным из творений, и самым счастливым и удачливым среди живых существ, и собеседником, и другом Создателя мира. И даже все людские совершенства, и все высокие человеческие цели связаны с единобожием. Они обретают существование с секретом единственности Всевышнего. Иначе, если единственности не будет, человек станет самым несчастным из созданий, самым низким из существ, самым невезучим из животного мира и самым печальным, самым мучающимся и горюющим из обладателей разума. Ведь вместе с тем, что человек бесконечно слаб, его враги бесчисленны, нищета беспредельна, а нужда нескончаема, его суть оснащена такими многочисленными и разнообразными “инструментами” и чувствами, что он ощущает сотню тысяч различных страданий и желает наслаждаться сотнями тысяч разновидностей удовольствий. И у него есть такие стремления и желания, что тот, чья власть не распространяется на всю Вселенную сразу, удовлетворить эти желания не может.
Например, у человека есть очень сильное желание вечности. Исполнить это человеческое желание может лишь Некто Такой, Кто словно неким дворцом управляет всей Вселенной. Кто подобно закрытию двери одной комнаты и открытию дверей другого зала, также легко может закрыть двери бренного мира и открыть мир вечный. Подобно этому желанию вечности, у человека есть ещё тысячи негативных и позитивных желаний, протянувшихся в сторону вечности и распростёршихся по всему миру. И тем кто удовлетворив их, исцелит две ужасные раны человечества – бессилие и нужду – может быть только Единственный, Который по секрету единственности, держит в Своей власти всю Вселенную.
И у человека есть такие тонкие, скрытые и незначительные желания, касающиеся спокойствия и благополучия сердца, а также такие значимые, великие и объемлющие стремления, являющиеся почвой для вечности и счастья души, что их может исполнить лишь Тот, Кто видит самые тонкие и незаметные завесы сердца, не оставаясь к ним безразличным. И Кто слышит, не оставляя без ответа, даже самые скрытые, тихие и беззвучные голоса. И Он должен быть настолько могущественным, что подчинив словно двух послушных солдат небеса и землю, мог привести их к исполнению великих обязанностей.
И с секретом единственности все системы и чувства человека обретают весьма высокую ценность, с многобожием же и неверием они бесконечно падают. Например, самой ценной человеческой системой является разум. С секретом единобожия этот разум становится неким подобным бриллианту ключом, открывающим Божественные святые сокровищницы и тысячи кладовых Вселенной. Если же он упадёт в неверие и многобожие, тогда превратится в некий бедственный, злосчастный и причиняющий беспокойство инструмент, собирающий в голове человека мучительные печали прошлого и дикие страхи будущего.
И, например, являющееся самым нежным и приятным человеческим чувством, сострадание. Если секрет единобожия не поспешит ему на помощь, то оно станет таким страшным жжением, разлукой, печалью и бедой, что опустит человека до самой несчастной степени. Некая беспечная мать, навеки потерявшая своего единственного ребёнка, чувствует это жжение в полную силу.
И, например, самым насладительным, сладким и ценным чувством человека является любовь. Если ей поможет секрет единобожия, то она увеличит этого маленького человека до размеров вселенной, даст ему широту и сделает его неким избалованным царём всех созданий. Если же она упадёт в неверие и многобожие, да упасёт Аллах, то станет такой бедой, что каждую минуту будет рвать на части сердце бедного человека вечными разлуками с его бесчисленными возлюбленными, исчезающими в гибели и тлене. Однако, погружающие в беспечность игры и развлечения, временно отключая чувства, не дают почувствовать этого.
Итак, если ты сравнишь с этими тремя примерами сотни чувств и систем человека, то поймёшь, насколько единственность Всевышнего, единобожие является важной основой человеческих совершенств.
(Бадиуззаман Саид Нурси ‘Лучи: Второй луч‘)