Доказательства и аргументы, объявляющие нам о Создателе мира и дающие Его познать, неисчислимы и несметны. Самыми же великими из них являются три:
первое доказательство это Вселенная – великая книга, некоторые знамения которой ты уже видел и слышал;
второе доказательство это Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) – величайшее знамение этой книги, печать всех пророков (мир им) и ключ к сокрытым сокровищницам;
третье доказательство это Коран – толкование книги мироздания и довод Аллаха перед Его созданиями.
Сейчас мы, в нескольких “каплях” ознакомившись со вторым – говорящим – доказательством, послушаем его слова.
ПЕРВАЯ КАПЛЯ
Друг! В ответ на вопрос “Кто такой досточтимый Мухаммад (мир ему и благо)?”, которого мы называем говорящим доказательством и который является великой духовной личностью, описывающей нашего Создателя, мы скажем: досточтимый Мухаммад (мир ему и благо) – это такая личность, для которой, вследствии своего духовного величия, вся поверхность Земли является мечетью акса (большим и широким местом поклонения). Почтенная Мекка – его михраб (ниша). Пресветлая Медина – минбар (кафедра) его достоинств и совершенств. Он – самый последний и самый возвышенный имам для общины уверовавших; он – славный проповедник рода человеческого, излагающий правила достижения счастья. Пророк Мухаммад (мир ему и благо) – предводитель всех пророков (мир им); он оправдывает и подтверждает их [пророчество], потому что его религия вбирает в себя основы всех религий. Он – глава всех святых (аулия), и солнцем своей пророческой миссии наставляет, воспитывает и просвещает их.
Эта личность (мир ему и благо) является полюсом (кутб) и центральной точкой в кругу восхваления Всевышнего (зикра), вокруг которого, подтверждая его слова и повторяя их, объединились все пророки (мир им) и праведники (да будет доволен ими Аллах). Он – светлое дерево, корнями которого являются небесные законы пророков (мир им), а ветвями – вдохновенные знания святых. В этой связи, о чём бы он ни заявил, его подтверждают все пророки (мир им), опирающиеся на свои знамения (муджиза), и все святые, основывающиеся на своих чудесах (караматах).
Да, имеются сообщающие о подтверждении всех его заявлений печати и подписи всех совершенных людей. Например, одним из заявлений этой личности является единобожие (таухид). Оно описывается и излагается благословенной фразой: لَا اِلٰهَ اِلَّا اللّٰهُ “Нет бога, кроме Аллаха”. Все люди прошлого и будущего, входяшие в круг религии и в круг зикра этой личности, сделали эту святую фразу столпом веры, и неустанно её повторяют. Следовательно, они убедились и удостоверились в правдивости и истинности этого заявления. В результате, эта благословенная фраза, охватывая времена и пространства, не сходит с уст разных по учениям, принципам и традициям людей.
Исходя из этого, ни у какого сомнения нет права протягивать руку возражений к заявлению, правдивость и истинность которого доказана подтверждениями бесчисленных свидетелей!
ВТОРАЯ КАПЛЯ
Друг! Это светлое доказательство, утверждающее единобожие и наставляющее род человеческий, справа снабжено пророчеством, а слева – святостью. Одно из них является неоспоримым историческим свидетельством (таватур), а другое — единодушным подтверждением (иджма’). И в то же время, оно подтверждено знаками необычайных состояний, проявившихся до начала миссии пророчества и называемых благими предзнаменованиями (ирхасат), а также благовестиями небесных книг и многочисленными сообщениями «хатифов» (тайных голосов невидимых духовных существ).
Проявившиеся от этого светлого доказательства чудеса — такие, как раскалывание Луны, истечение воды из его пальцев, подчинение деревьев его приказу, ниспослание дождя после его мольбы, насыщение многих людей очень малым количеством пищи, а также разговор волка, газели, верблюда, камня и других созданий — подтверждают [истинность миссии] этой личности (мир ему и благо).
Впрочем, для подтверждения и доказательства его пророчества довольно его шариата, выступающего гарантом и достаточным средством для обретения счастья этого мира и мира вечного. В предыдущих уроках мы увидели некоторые из лучей солнца его шариата. В повторе, затягивающем изложение, нет необходимости.
ТРЕТЬЯ КАПЛЯ
Друг! Подобно тому, как правдивость этой личности (мир ему и благо) подтверждена доказательствами из внешнего мира, она подкрепляется признаками, существующими в ней самой, ибо она, подобно солнцу, указывает на себя своим светом. Например, весь мир свидетельствует о том, что в этом человеке соединились самые высокие из благих нравов, и общепризнанным является то, что он — носитель духовной личности, вбирающей в себя самые чистые черты характера. Сила его веры, удостоверенная находящимися на самой высокой степени богобоязненностью, покорностью и поклонением, а также, исходящие из его жизнеописания степень надёжности, совершенная серьёзность и стойкость, сила уверенности в каждом деле и поступке, являются твёрдыми доказательствами того, что он верен правде и следует истине. Да, зелень листьев, аромат и красота цветов, свежесть плодов – свидетели того, что дерево является здоровым и полным жизни.
ЧЕТВЁРТАЯ КАПЛЯ
Друг! Прошествие времени и удалённость места сильно влияют на оценочное суждение и восприятие разумом. Однако, следуя правилу: لَيْسَ الْخَبَرُ كَالْعَيَانِ «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», давай выйдем за рамки фантазий этого века и окружения, перенесёмся сквозь время и пространство и мысленно отправимся на Аравийский полуостров, где в Пресветлой Медине лично встретимся с этим великим человеком, взошедшим на светлый и высокий минбар счастья, и послушаем его обращенную к человечеству проповедь.
Итак, мысленно мы оказались там. Смотри: этот всеобщий наставник, этот святой проповедник, необычайным образом совмещающий в себе прекрасную внешность с совершенным нравом, взяв в руки полную драгоценностей, превосходно излагающую книгу, читает всем людям извечную проповедь, ниспосланную из высших миров, побуждая прислушаться всех сынов Адама, джиннов и другие существа. Да, он сообщает об очень великом повелении, раскрывает удивительную загадку сотворения мира, открывает секрет заключенной во Вселенной мудрости и даёт ответ на три потрясших умы и оставивших их в бессилии вопроса, обращённых философией и мудростью к человеческому роду: “Кто вы? Откуда приходите? Куда уходите?”.
ПЯТАЯ КАПЛЯ
Друг! Посмотри, как эта светлая личность, этот наставник веры — досточтимый Посланник Аллаха (мир ему и благо) — с помощью света распространённой им истины и сияния правды изменил облик мира, превратив ночь человечества в день, а зиму в весну. Да, если на Вселенную не смотреть светлым взглядом этой личности, то она представится во всеобщем трауре. Все существа будут друг для друга чужими, врагами, а неодушевлённые творения обратятся в неких мертвецов. Люди и животные, словно сироты, погрузятся в рыдания от страха гибели и разлуки, а Вселенная — со всеми её движениями, преобразованиями, узорами, со всем разнообразием — покажется нам игрой, зависящей от случайности. В особенном же убытке окажутся люди, став ниже и несчастнее животных.
Итак, если не рассматривать Вселенную взором веры, как учил этот человек, то она представится в таком страшном и мрачном образе. Однако, если посмотреть взглядом этого совершенного наставника, то есть сквозь призму веры, то всё предстанет светлым, сияющим, одушевлённым, живым и радостным.
Да, со светом веры Вселенная перестала быть местом всеобщего траура и обратилась в мечеть, где поминают и благодарят Всевышнего. Существа, казавшиеся друг другу врагами, стали братьями и друзьями. Безжизненные создания, представлявшиеся мёртвыми, приняли образ исполненных жизни и дружелюбных покорных служащих, языком своего состояния показывающих знамения своего Создателя. Плачущий и жалующийся человек, выглядевший сиротой, стал покорным и благодарным своему Создателю творением. Движения, преобразования, разнообразие и узоры Вселенной избавляются от напрасности, превращаясь в образ Господних писем, страниц воплощённых знамений и зеркал Божественных имён.
Одним словом, со светом веры мир обретает такое развитие, что получает название “Книга Божественной мудрости”. Человек выходит из ряда униженных, бедных и бессильных животных. Благодаря силе своей слабости, могуществу своего бессилия, величию своей покорности Всевышнему, а также сиянию сердца и великолепию веры своего разума он поднимается к высотам наместничества и правления. Те же бессилие, нужда, бедность и разум, являющиеся причиной его падения, служат подъёму и возвышению. Прошлое, выглядевшее большой мрачной могилой, озаряется светом пророков и святых. Будущее же, имеющее вид тёмной ночи, освещается лучами Корана, входит в образ Райских садов.
Из этого следует, что не будь этой светлой личности, Вселенная, человек и всё сущее были бы равны небытию, утратив ценность и важность.
Исходя из этого, для столь удивительной, потрясающей и прекрасной Вселенной необходим именно такой удивительный наставник и толкователь! Священный хадис (хадис кудси) لَوْلَاكَ لَوْلَاكَ لَمَا خَلَقْتُ الْاَفْلَاكَ имеющий смысл: “Если бы не было этой личности (мир ему и благо), то не было бы и Вселенной”, проливает свет на данную истину.
(из сборника «Месневи Нурия»)