… о человек!
Если ты будешь только Его рабом, то возвысишь себя над всеми созданиями.
Если же уклонишься от поклонения Ему, тогда превратишься в ничтожного раба бессильных творений.
Если, понадеявшись на своё “я” и на свои силы и оставив упование и моление, свернёшь на путь высокомерности и притязания, тогда с точки зрения благодеяний и созидания ты опустишься ниже пчелы и муравья и будешь бессильней паука и мухи. А с точки зрения злодеяний и разрушения причинишь вред тяжелее гор и станешь страшней чумы.
Да, о человек! У тебя есть две стороны:
Первая – это сторона, обращённая к созиданию и бытию, к добру и принятию. Вторая – обращённая к разрушению и небытию, к злу и отрицанию. С точки зрения первой стороны, ты ниже пчелы и воробья и бессильнее мухи и паука. А в отношении второй, ты превзойдёшь горы, землю и небеса. Ты поднимаешь на себя такой груз, от которого они уклонились и проявили перед ним своё бессилие. Будешь ещё больше и громадней, чем они. Ибо при совершении добрых дел, при созидании, ты можешь осуществить это лишь по мере своих возможностей, в такой степени насколько достигнут твои руки и насколько хватит сил. Если же будешь совершать злодеяния и разрушать, тогда твоё зло перейдёт свои границы, а разрушение получит своё распространение.
Например, безбожие – это некое зло, некое разрушение, непринятие (существования Творца). Но лишь этот один-единственный грех заключает в себе оскорбление всей Вселенной, пренебрежение ко всем Божественным именам, унижение всего человечества. Так как у всех этих созданий, у всего сущего, имеется своё высокое предназначение, своя важная миссия. Ведь они представляют собой Божьи послания, зеркала Господа (отражающие Его имена) и Божественных служащих.
Безверие же, низводя их с их высокого предназначения, которое включает отражение Имён Господа, служение Ему и свидетельствование о Нём, опускает их до уровня бессмыслицы и забавы случайности, до тленных, быстроразлагающихся материальных тел, разрушаемых смертью, до степени бесполезности, никчёмности, ничтожности; в то же время безбожие своим отрицанием Творца глумится над Его Божественными Именами, росписи, узоры и очаровательные и милостивые проявления которых видны по всей вселенной и в зеркалах созданий. А называемую человеком некую поэтическую оду Мудрости, ярким образом декларирующую великолепные проявления всех Священных Божественных Имён, и некое яркое чудо Могущества, подобное семени, содержащему в себе зачатки некого вечного дерева, и обладателя титула Халифа Земли, который, взяв на себя обязательство соблюсти Завет, сохранить то, что ему вверено Господом, превзошёл землю, небо и горы и обрёл превосходство над ангелами, безбожие превращает в ещё более презренное и слабое, в ещё более беспомощное и бедное создание, нежели какое-нибудь самое ничтожное смертное животное, и опускает до уровня некого непонятного быстроизменяющегося простого портрета, лишённого всякого смысла.
(Рисале-и Нур: ‘Двадцать третье Слово‘)