ПЯТЫЙ ПУНКТ (Семьнадцатого сияния)
В процессе размышлений Нового Саида европейские науки и цивилизация, в некоторой степени присутствовавшие в мыслях Прежнего Саида, превращаясь в духовные болезни, становились большим препятствием на его духовном пути. Новый Саид, желая очистить свой разум от сора философии и от погрязшей в грехе цивилизации, и подавить в своей душе симпатизировавшие европе чувства нафса, был вынужден вступить, с одной стороны, в очень короткий, а с другой стороны, в длинный диалог, описываемый в этом пункте, с духовной личностью европы.
Поймите правильно: есть две европы, и я не обращаюсь к первой европе, которая, благодаря приобретённому от истинной религии Исы и от Ислама благу, следует полезному для общественной жизни человечества прогрессу, и наукам, служащим справедливости и правде. Я обращаюсь ко второй, испорченной мраком философии натурализма (материализма), европе, которая, воспринимая скверную, греховную сторону цивилизации как нечто красивое, благое, приводит человечество к распутству и заблуждению.
Итак, тогда, в том духовном странствии, я сказал духовной личности европы, которая вместо благ цивилизации и полезных наук держит в руках пустую и вредную философию, пагубную и распутную цивилизацию:
“Знай, о вторая европа! Ты держишь в своей правой руке больную, заблудшую философию, а в левой – распутную, пагубную цивилизацию, и утверждаешь, что в них заключено человеческое счастье. Да отсохнут обе твои руки и да погубят тебя эти два твоих грязных подарка!
О, несчастный дух, распространяющий неверие и безбожие! Разве может человек быть счастливым, когда его физическое тело находится в обманчивом окружении украшений и богатств, а душа, совесть, разум и сердце пребывают посреди ужасных несчастий и страданий?! Можно ли, в таком случае, назвать его счастливым?!
Разве ты не видишь, что из-за огорчения человека по причине незначительного дела, или крушения его надежд по поводу каких-либо воображаемых желаний, или же разочарования ввиду несущественной проблемы, становятся горькими его сладкие мечты, сладостные состояния приносят ему мучения, а мир превращается для него в узкую темницу?! Так какое же счастье ты можешь принести этому бедному человеку, если по причине твоего неблагополучия он получил удары заблуждения в самых сокровенных уголках своего сердца и в основе своей души, из-за которых оборвались все его чаяния и возникли все его страдания?! Интересно, можно ли назвать счастливым такого человека, тело которого находится в некоем преходящем, ложном раю, а его сердце и душа испытывают муки ада?! Таким образом, ты сбил с пути несчастное человечество. В ложном раю ты обрекаешь его на адские муки.
О, нафс-и аммара человеческого рода! Послушай этот пример, и узнай, куда ты ведёшь человечество. Например, перед нами есть два пути. Мы идём по одному из них, и видим, что на каждом шагу встречаются несчастные, беспомощные люди. На них нападают разбойники, опустошая их хижины и отнимая их имущество и вещи, а иногда нанося им раны. И это происходит так, что даже небо плачет от их жалкого состояния! И куда ни посмотри, повсюду такое положение. Всюду слышны крики разбойников и злодеев, плач несчастных людей, и оттого всеобщий траур и печаль воцарились на этом пути. И поскольку человек, по причине своей человечности, переживает боль других людей, он подвержен бесконечным страданиям. Однако от того, что совесть не может вынести таких страданий, тот, кто идёт по этому пути, вынужден сделать одно из двух: либо, потеряв человечность и одичав, настолько очерствить сердце, что, пребывая в благополучии, не печалиться погибелью остальных, либо же заглушить голос разума и сердца.
О Европа, испорченная распутством и заблуждением и отошедшая от религии Исы! Ты своей, подобной Даджалю, одноглазой гениальностью подарила человеческой душе это адское состояние. Затем ты поняла, что это такая неизлечимая болезнь, которая низводит человека с высшего из высших на низшее из низших состояний, опускает его до уровня самого несчастного животного. Лекарством же, которое ты нашла от этой болезни, являются твои привлекательные игрушки, одурманивающие страсти и фантазии, на время дающие человеку забыться. Да погубит тебя твоё же лекарство, а ведь так оно и будет! Таким образом, путь, который ты открыла человечеству, и счастье, которое ты дала, подобны приведённому примеру.
Второй же путь — путь, дарованный человечеству наставлением Мудрого Корана. Итак, на этом пути мы видим, что на каждом участке, в каждом месте, в каждом городе имеются верные воины Справедливого Правителя. Время от времени, по приказу этого Правителя, некоторую часть воинов демобилизуют. У них отнимают оружие, коней, казённое снаряжение, и выдают документы об увольнении. Хотя уволенные солдаты внешне печалятся от расставания с лошадьми и оружием, к которым они привыкли, однако, с точки зрения истины, радуясь своему увольнению, они довольны тем, что вернутся в столицу Правителя, навестят Его и встретятся с Ним. Иногда служащие, ответственные за увольнение, предстают перед каким-нибудь неопытным солдатом, не знающим их, и говорят: «Сдай своё оружие». На это воин отвечает: «Я – солдат Правителя. Я нахожусь у Него на службе, а затем возвращусь к нему. А вы кто такие будете? Если вы пришли по его велению, то добро пожаловать. Покажите мне его приказ, а если его нет, то удалитесь. Если даже я останусь один, а вас будут тысячи, я буду сражаться с вами. Я делаю это не ради себя, а ради своего Правителя, ибо моя личность принадлежит ему. Ведь моя личность и моё оружие вверены мне Царём, и ради того, чтобы сохранить доверенное мне, а также защитить честь и достоинство моего Правителя, я не преклонюсь перед вами!».
Таким образом, эта ситуация — один из тысячи примеров радости и счастья на том втором пути. Другие ситуации ты можешь рассмотреть самостоятельно. В течение всего странствия на том пути мы видим весёлое скопление войск и призыв на воинскую службу, называемое рождением, а также радостную церемонию демобилизации солдат, называемую смертью. Итак, Мудрый Коран даровал человечеству этот путь, и тот, кто полноценно примет этот дар, последует второму пути, ведущему к счастью в обоих мирах. Не опечалится он за прошлое и не коснётся его страх за будущее!
О, вторая, испорченная, Европа! Часть твоих сгнивших и беспочвенных основ говорит, что каждое живое существо — начиная с самого большого ангела и заканчивая самой мелкой рыбкой — является хозяином самому себе, трудится для самого себя и усердствует ради своих же наслаждений. Каждое из них имеет право на жизнь. Цель их стараний, стремлений и желаний – жизнь и обеспечение её существования, – утверждаешь ты. И приняв за борьбу милосердные, щедрые проявления всеобщего закона взаимопомощи, который исходит от щедрости Милостивого Творца, которому в полной покорности подчиняется всё во Вселенной, и согласно которому растения устремляются на помощь животным, а животные приходят на помощь людям, ты глупо постановила, что жизнь это борьба.
Интересно, как можно назвать борьбой устремление атомов пищи к клеткам организма для их обеспечения питанием, являющееся, по сути, проявлением этого закона взаимопомощи? Как это может быть борьбой? Несомненно, эта помощь, это устремление является проявлением закона взаимопомощи, исходящего от повеления Щедрого Господа.
Ты также говоришь, что всё сущее является хозяином самому себе. Это ещё одна из твоих прогнивших основ. Явное доказательство того, что ничто не является хозяином самому себе, заключается в следующем: обладателем самой широкой, с точки зрения свободы выбора, воли, и самой почётной среди причин, является человек. Между тем, из всех самых явных добровольных действий человека — таких, как размышление, речь и принятие пищи — лишь одна сотая часть, да и та не без сомнения, предоставлена его воле и входит в круг его возможностей. Как можно называть хозяином самому себе того, кто не обладает даже одной сотой частью таких явных действий?!
И если этот человек, являющийся самым почётным среди творений и обладающий самой широкой волей, настолько лишён самостоятельности и не обладает ничем, то заявляющий о том, что все животные и неодушевлённые творения являются хозяевами самим себе, доказывает свою бесчеловечность, неодушевлённость и неразумность.
Твоя одноглазая гениальность, твой поразительный и злополучный ум, привели тебя к этой ошибке и подвергли опасности. Ты, из-за своей слепой гениальности, забыла своего Господа, Творца всего сущего, и положилась на воображаемую природу, а также приписала Его творения причинам и раздала владения этого Творца идолам, являющимся ложными богами. На взгляд твоей гениальности, каждое живое существо, каждый человек должны в одиночку противостоять бесчисленным врагам и биться за достижение своих нескончаемых нужд. Обладая ничтожной силой, слабой волей, угасающим разумом, мимолётной жизнью, он вынужден противостоять бесчисленным врагам и нуждам. Между тем, капитал этого несчастного живого существа недостаточен даже для достижения тысячной доли своих потребностей. Когда с ним случается несчастье, он не ожидает облегчения своей боли ни от кого, кроме глухих, слепых причин, и удостаивается смысла следующего аята:
وَمَا دُعَٓاءُ الْكَافِرٖينَ اِلَّا فٖى ضَلَالٍ
“Ведь молитва неверных — только на ложном пути.” (Коран, 13:14)
Твой мрачный гений превратил день человечества в ночь. И лишь для того, чтобы люди привыкли к той тягостной, угнетающей, мрачной ночи, ты осветила её обманчивыми, временными лампами. Эти лампы не дарят людям улыбку, не радуют их и не освещают счастьем их лица — скорее, они издевательски глумятся над глупым смехом людей, пребывающих в горьком, плачевном состоянии.
В глазах твоих учеников каждое живое создание является бедным, несчастным существом, подверженным нападкам злодеев. Мир является неким местом всеобщего траура. Голоса, слышимые в этом мире, являются стонами, исходящими от смертей и страданий.
Ученик, усвоивший твой урок сполна, становится фараоном. Но он является ничтожным фараоном, поклоняющимся самым низким, гнусным вещам и обожествляющим всякую выгодную для себя вещь. Кроме того, твой ученик упрям. Однако, он — жалкий упрямец, ради единственного наслаждения готовый на бесконечные унижени! Ради ничтожной выгоды он унижается настолько, что готов целовать ноги дьяволу! К тому же, этот ученик – деспот. Но от того, что он не смог найти в своём сердце никакой точки опоры, по сути своей он является неким бессильным высокомерным деспотом. Целью всех усилий и стараний этого ученика является обеспечение прихотей своего нафса. Он — интриган, под завесой патриотизма и самоотверженности ищущий для себя выгоду и старающийся удовлетворить свои алчность и горделивость. Он ничто, кроме своего нафса, не любит всерьёз, и жертвует ради него всем.
Искренний же и совершенный ученик Корана является рабом, однако он является достопочтенным рабом, который никогда не опустится до преклонения даже перед величайшим творением, и не сделает целью своего поклонения даже такую высокую выгоду, как Рай! Кроме того, он кроток и благонадёжен. Но этот кроткий и великодушный [раб], без дозволения Величественного Творца, не падёт ниц перед другими. К тому же, он беден, но удовлетворён тем, что его Щедрый Повелитель приготовил для него награду в будущем. Также, он слаб, но в слабости его заключена сила, ибо он опирается на силу своего бесконечно могущественного Хозяина. Поскольку Мудрый Коран не ставит целью для своего истинного ученика даже вечный Рай, то сделает ли он целью этот тленный, преходящий мир?!
Итак, пойми, сколь различны устремления этих двух учеников!
Вы можете сравнить самоотверженность и патриотизм учеников Мудрого Корана и учеников порочной, убогой философии на нижеследующем примере.
Ученик философии ради своего нафса может покинуть своего брата и выступить против него. Ученик же Корана относится ко всем праведным рабам на небесах и на земле как к своими братьям и искренне молится за них. Он разделяет с ними их счастье и ощущает свою с ними связь. Также, самые большие творения — Солнце и Арш — он видит ни чем иным, как покорными служащими и такими же, как он, рабами и созданиями.
Также сравни духовную возвышенность и широту этих учеников. Коран наделяет своих учеников такой возвышенностью и широтой духа, что даёт им, взамен девяносто девяти бусинок на чётках, частицы девяносто девяти миров, проявляющих девяносто девять имён Всевышнего Аллаха, и говорит: “Используйте их для чтения молитв (вирд)”. Итак, послушай и посмотри на то, как читали свои вирды такие ученики Корана, как Шах Гейляни, Руфаи, Шазали (да будет доволен ими Аллах): они читали свои вирды и восхваляли Всевышнего Творца, словно перебирая вместо бусинок цепочки атомов, капли дождя, вереницы созданий.
Итак, взгляни на то, каким чудесным образом воспитывает Превосходно Излагающий Коран: благодаря его воспитанию, маленький человек, теряющий самообладание от небольшого горя и сражаемый ничтожным микробом, настолько возвышается, а его тонкие чувства настолько расширяются, что всех творений огромного мира, используемых в качестве бусинок чёток во время вирда, недостаточно для восхваления Всевышнего! Более того, он даже великий Рай видит недостаточным для того, чтобы быть целью своих вирдов и восхваления Всевышнего, но в то же время, себя он не возвышает даже над простейшим из творений Всевышнего! Он сочетает в себе высокое достоинство с предельной кротостью. Исходя из этого, на основе сравнения, ты можешь понять, сколь низменно состояние учеников философии.
Итак, в отличие от убогой, порочной философии Европы, которая своей одноглазой гениальностью видит истины ложными, истинный путь Корана, созерцающий два мира двумя светлыми глазами, видящими скрытое, и указывающий двумя руками на путь счастья для человечества, говорит:
“О, человек! Нафс и имущество, находящиеся в твоих руках, не принадлежат тебе, а доверены на время. Хозяином вверенного тебе является Милостивый, Всемогущий, Всезнающий, Щедрый Творец. Он желает купить своё имущество, находящееся у тебя, чтобы для тебя же сохранить его, дабы оно не пропало. В будущем же, Он заплатит тебе высокую цену. Ты являешься неким воином, на которого возложены обязанности и полномочия. Трудись во имя Него и действуй ради Него. Он – Тот, кто посылает тебе пропитание, в котором ты нуждаешься, и Тот, кто оберегает от того, что тебе не по силам.
Конечная цель, итог твоей жизни – проявление имён и атрибутов этого Хозяина. Когда придёт к тебе несчастье, скажи:
اِنَّا لِلّٰهِ وَاِنَّٓا اِلَيْهِ رَاجِعُونَ
То есть: “О, беда! Я нахожусь на службе у своего Повелителя. Если ты пришла по Его велению, то добро пожаловать! Ведь, без сомнения, однажды мы вернёмся к Нему, предстанем перед Ним, и мы стремимся к этому. О, беда! Поскольку рано или поздно Он, безусловно, освободит нас от тягот жизни, то я не возражаю против того, чтобы это освобождение явилось вместе с тобой. Если Он отдал тебе приказ и пожелал проверить исполнение мною обязательств по отношению к сохранению вверенного Им, но нет Его воли на то, чтобы я покорился тебе, то я, по мере своих сил, не отдам доверенное в чужие руки.”
Итак, посредством этого одного примера из тысяч примеров, посмотри на разность уровней уроков, преподаваемых Кораном, указывающим истинный путь, и гением философии. Да, истинное положение обеих сторон таково, каким мы его изложили выше. Но степени людей, находящихся на истине и в заблуждении, различны, а уровни беспечности разнообразны. Не всякому под силу в полной мере ощутить эту истину на каждой из степеней, так как беспечность притупляет чувства. Так, в наше время беспечность настолько притупила чувства, что люди современной цивилизации не ощущают горечь этой боли. Однако же, с повышением уровня знаний и с пробуждением людей под влиянием тридцати тысяч ежедневных смертей, эта завеса беспечности разрывается.
Тысячи проклятий впадающим в заблуждение по причине слепого следования за идолами европы и за её натуралистической наукой, и подражающим им!
О, молодёжь этой страны! Не стремитесь подражать европейцам! Как вы можете доверять европейцам и подражать их распутству и ложным идеям после бесконечной вражды и несправедливости, которые принесла вам Европа?! Нет, нет! Подражая им в безнравственности, вы неосознанно встаёте в их ряды, губите себя и своих братьев. Очнитесь, ибо аморально следуя за ними, вы лжёте, говоря о своём патриотизме. Ведь это подражание им — пренебрежение собственным народом и издевательство над нацией!
هَدٰينَا اللّٰهُ وَ اِيَّاكُمْ اِلَى الصِّرَاطِ الْمُسْتَقٖيمِ
“Да наставит Аллах нас и вас на истинный путь!”