Неподражаемое красноречие Корана

Сейчас ты услышишь некоторые сияния, касающиеся чудесности (и’джаз) и красноречия (балягат) Превосходно Излагающего Корана, разъяснённые в моём произведении «Сияния»:

1) В чтении Корана присутствует высокое благозвучие. Он лёгок для языка.

2) Он обладает величайшей безупречностью; его слова и смысл – безукоризненны.

3) Между аятами имеются большие связанность и сплочённость: они, опираясь друг на друга как в кирпичном строении, защищают здание Корана от сотрясений.

4) Аяты не являются чуждыми друг для друга. Они прекрасно соотносятся, являются взаимодополняющими и помогающими друг другу.

5) Несмотря на то, что Коран ниспосылался частями и в разное время, его аяты настолько взаимосвязаны, будто бы он ниспослан целиком и сразу.

6) Несмотря на то, что причины ниспослания были различными, из-за прочной согласованности причина будто бы едина.

7) Хотя он отвечает на различные повторяющиеся вопросы, из-за его абсолютного единства и гармонии вопрос будто бы один.

8) Хотя он излагает различные, многочисленные события, его совершенная упорядоченность создаёт впечатление, что речь идёт об одном и том же событии.

9) Стиль и слог его ниспослания, называемый «Божественное снисхождение», близок к пониманию собеседников.

10) Хотя он обращает свои слова ко всем людям – к пришедшим в этот мир в разные времена и в разных местах, изложение его настолько лёгкое, словно обращено лишь к одному собеседнику.

11) Повторения, используемые для достижения целей наставления, служат в качестве закрепления и утверждения. Вместе с тем, эти повторы не наносят вред и не портят удовольствия. Повторяясь, они благоухают подобно мускусу.

12) Коран – сила и пища для сердец, лекарство для душ. Повторное питание увеличивает силу. Поскольку с повторением он становится более привычным и близким, наслаждение возрастает.

13) Человек в своей материальной жизни каждое мгновение нуждается в воздухе, постоянно нуждается в воде, ежедневно нуждается в пище и еженедельно – в свете. Их повторение, по сути повторением не являясь, нужно из-за возобновления потребности. Так же и в отношении духовной жизни: человек нуждается во всех видах потребностей, упомянутых в Коране. В одих видах – таких, как «Хуваллах» – каждое мгновение, потому что ими дышит душа; в других – периодически, а в некоторых иных – постоянно…

Так вот, Коран использует повторения, исходя из нужд души и сердца. Например, «Бисмиллах», питающее сердце и душу подобно чистому воздуху, исходя из частой потребности повторяется в Коране многократно.

14) Повторение таких частных событий, как история Мусы (мир ему) , указывает на содержание в них великих правил.

Вывод: Коран – это и поминание (зикр), и размышление, и мудрость, и знание, и истина, и шариат, и исцеление для сердец, и руководство для верующих, и милость .

(Рисале-и Нур: ‘Месневи-и Нурие‘)