Однажды, ввиду моей усиленной жалости, моего чрезмерного сострадания и чувства сопереживания, меня посетило огорчение из-за положения живых созданий, особенно разумных из них, особенно людей и особенно угнетённых и попавших в беду.
В душе я сказал:
“Этих слабых, бессильных бедняг не слышат ни монотонные законы, действующие в мире, ни наводняющие и глухие стихии”.
Моя душа до самой своей глубины рыдала, вопрошая:
“Нет ли кого-то, кто сжалится над их горьким положением и проявит участие к их делам?”
Моё сердце изо всех сил причитало:
“Нет ли у этих весьма прекрасных слуг, очень ценных вещей и очень любящих и признательных друзей какого-то хозяина, обладателя и друга, который смотрел бы за их делами, защищал бы их и покровительствовал бы им?”
Итак, ответ, который унял плач моего сердца и рыдание моей души, который удовлетворил их и был в полной мере достаточен для них, таков:
с помощью секрета Корана и света веры я понял, что, согласно сути Единобожия, по отношению к каждому из тех Своих любимых рабов, плачущих и стонущих под гнётом всеобщих законов и натиском обстоятельств, Всевышний Создатель, являющийся Милостивым и Милосердным, поверх тех законов, проявляет особую заботу и лично следит за всем, что имеет отношение к каждой вещи, лично выслушивает жалобы каждого создания и является истинным Хозяином, Владельцем и Покровителем всякой вещи. Тогда, вместо того бескрайнего отчаяния я ощутил безграничную радость. И в моих глазах каждое живое существо, посредством связи с таким Всевышним Хозяином и с точки зрения принадлежности Ему, обрело тысячекратно большую важность и цену.
Ведь, поскольку каждому льстит слава его господина и положение того, кому он принадлежит, и он испытывает от этого некую гордость, то, конечно, с развитием благодаря свету веры этой связи и принадлежности, с силой этой связи, некий муравей повергает фараона, и с почётом этой связи, может испытывать гордость, как тысяча тех фараонов, беспечных и считающих себя ничейными и хозяевами самих себя и гордящихся своими предками и царством Египета, и гордость которых гаснет в дверях могилы. А также простая муха, показав почётность своей связи, может опустить в ничто гордость Намруда, обращающуюся в мучения и стыд с наступлением предсмертной агонии.
Так вот, аят:
اِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظٖيمٌ
“Ведь многобожие – великая несправедливость” (Коран 31:13).
сообщает, что в многобожии содержится бесконечная и огромная несправедливость.
Многобожие – это такое преступление, которое покушается на честь и достоинство каждого создания, нарушает его права. Очистит его только Ад.
Рисале-и Нур \ «Лучи»
https://telegra.ph/ZHalost-k-lyudyam-05-26