بِاسْمِهٖ وَ اِنْ مِنْ شَىْءٍ اِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهٖ
«Во имя Аллаха!» “…Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой…” (Коран, 17:44).
В “Двадцать пятом Слове”,…, в теме, где рассматриваются порицания и запреты Корана, приводится в пример один из его аятов. Поскольку этот один-единственный аят, поразительным образом в шести отношениях возбуждая отвращение к заглазному осуждению (гыйбату), целиком и полностью демонстрирует, насколько мерзостным с точки зрения Корана является заглазное злословие, он не оставляет нужды в других разъяснениях. Да, после разъяснения Корана другого разъяснения быть не может, да и нет в этом необходимости.
Итак, в шести отношениях порицание этого аята:
اَيُحِبُّ اَحَدُكُمْ اَنْ يَاْكُلَ لَحْمَ اَخٖيهِ مَيْتًا
“…Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата?…” (Коран, 49:12) осудит и в шести пунктах строго запретит заглазное злословие (гыйбат). Когда данный аят непосредственно обращён к тем, кто злословит, его смысл будет в таком виде:
Известно, что “хамза” в начале аята означает союз “разве”, “ужели” и выражает вопрошание. Этот вопросительный смысл как вода проникнет во все слова данного аята. В каждом слове содержится некое подразумеваемое порицание.
Итак, во-первых, посредством хамзы вопрошается: “Разве вы лишились разума, который является вместилищем вопросов и ответов, что не осознаете до такой степени грязное дело?”
Во-вторых, словом يُحِبُّ “…Понравится…” (Коран, 49:12) подразумевается: “Разве очерствело и испортилось ваше сердце, являющееся хранилищем любви и ненависти, что оно любит настолько гнусное дело?”
В-третьих, выражением اَحَدُكُمْ “…кому-либо из вас…” (Коран, 49:12) подразумевается: “Что случилось с вашей общественной жизнью и вашей культурой, источником жизни, которых является общество, что они принимают совершение такого поступка, который до такой степени отравляет вашу жизнь?”
В-четвёртых, словами اَنْ يَاْكُلَ لَحْمَ “…есть мясо…” (Коран, 49:12) подразумевается: “ Что случилось с вашей человечностью, что как хищники зубами разрываете на части своего товарища?”
В-пятых, словом اَخٖيهِ “…своего брата…” (Коран, 49:12) – подразумевается: “Разве нет у вас сострадания к своему же человеческому роду, и вы не имеете родственных связей, что так бессовестно кусаете “духовную личность” невинного человека, который с многих сторон приходится вам братом? И разве у вас совсем нет разума, что как сумасшедший своими зубами кусаете собственное тело?”
В-шестых, словом مَيْتًا “…покойного…” (Коран, 49:12) подразумевается: “Где же ваша совесть? Неужели испортилось ваше естество, что вы творите такое отвратительное дело, как поедание мяса своего брата, находящегося в таком уважаемом положении?”
Стало быть, по разъяснению данного аята и по отдельному свидетельству каждого его слова, хула и злословие – как подсказывает разум и сердце, совесть и человеческая природа, а также с точки зрения гуманности и в отношении общественной жизни предосудительны и неприемлемы. Итак, посмотри же, каким образом данный аят в шести отношениях лаконично порицая злословие, в шести пунктах поразительным образом возбраняет это злодеяние.
Злословие является гнусным оружием, к которому чаще всего прибегают люди злобные, завистливые и упрямые. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, не опустится до применения этого грязного оружия. Как сказал один знаменитый человек:
اُكَبِّرُ نَفْسٖى عَنْ جَزَاءٍ بِغِيْبَةٍ ۞ فَكُلُّ اِغْتِيَابٍ جَهْدُ مَنْ لَا لَهُ جَهْدٌ
То есть:
“Я держусь превыше того, чтобы прибегнуть к злословию в качестве возмездия своему врагу. Ибо злословие (гыйбат) – оружие слабых, гнусных и подлых”.
Гыйбат – это такое заглазное осуждение, при котором бы человек – если бы он присутствовал и слышал это – обиделся, выразив неудовольствие. Если сказанное в заглазном осуждении является правдой, то это по сути – гыйбат. Если же сказанное является ложью – в этом случае это и гыйбат, и клевета – двойной мерзкий грех.
Заглазное осуждение возможно допустить в некоторых особых случаях:
Первый. Человек в виде жалобы скажет должностному лицу, чтобы тот, оказав ему помощь, устранил то зло и восстановил справедливость.
Второй. Какой-нибудь человек пожелает иметь с кем-либо общее дело, и посоветуется с тобой. Допустимо, если ты, лишь ради благополучия, без всякой задней мысли, скажешь – чтобы дать должное машварату (совещанию): “Не имей с ним общего дела – пострадаешь”.
Третий. Если цель сказанного – не оскорбить и обнажить недостатки человека, а, скорее, описать его: “Тот хромой бродяга пошёл туда-то”.
Четвёртый. Тот человек, которого за глаза осуждают, является отъявленным негодяем, то есть он не стыдится совершать гнусные поступки, а напротив, гордится ими, наслаждается своим насилием, совершая их бесстыдно и откровенно.
Таким образом, в этих особых случаях заглазное осуждение – без задней мысли и лишь ради справедливости и благополучия – возможно допустить. Иначе подобно тому, как огонь пожирает дрова, так и гыйбат пожрёт, уничтожит благие деяния.
Если кто-нибудь осудил другого человека в его отсутствие или плохо сказал о нем или же с желанием слушал этот гыйбат, тогда нужно сказать:
اَللّٰهُمَّ اغْفِرْلَنَا وَ لِمَنِ اغْتَبْنَاهُ
“О Аллах. Прости нас и того о ком мы злословили”
а когда встретит человека, о котором в его отсутствие сказал дурное, попросить у него прощения…
اَلْبَاقٖى هُوَ الْبَاقٖى
«(Аллах) Вечный, Он Вечен»
* * *
– из книги “ПИСЬМА” (из собрания трудов “Рисале-и Нур)
стрим по этой теме: